Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения чтению. Часть 4.

Прием сопоставления звуков мы используем при формировании представления о глухости — звонкости согласных, однако здесь звуковые схемы нам не помогут, так как различение происходит на уровне образования звука при помощи голоса или его отсутствия. Для наглядности берем зеркальце и наблюдаем, как образуются звуки. Нам помогает наш любопытный дружок «Как?».

Учитель создает проблемную ситуацию: произносит специально подобранные слова парами и просит угадать, почему он поставил именно эти слова в одну пару: суп — зуб, финт — винт, том — дом, шесть — жесть, кот — год, кол — гол, круша — кружа. Есть дети, которые могут догадаться сразу, но чаще всего придется повторить несколько раз каждую пару слов, прежде чем ученики обнаружат, что слова в паре разные по смыслу, но «внешность» различается только одним звуком. Теперь понаблюдаем, каким образом этот звук отличается от похожего. Выпишем эти звуки-«домоседы» по парам. Из первой пары — [с]/[з], из второй — [ф']/[в'], затем [т]/[д], [ш]/[ж], [к]/[г] и т.д. Мы уже узнали, что согласные звуки составляют пары по твердости — мягкости, потому что при их произнесении меняется объем ротовой полости («во рту места нужно меньше для мягких, и больше — для твердых»). Послушаем, как образуются эти пары согласных: положим руку на горлышко и произнесем [з]/[с], [з]/[с], [з]/[с], [з]/[с]. Мы почувствовали, что при звуке [з] горлышко немного дрожит, а при звуке [с] — спокойно. Теперь возьмем зеркальце и посмотрим, как образуются эти звуки [з]/[с], произносим несколько раз [з]/[с]/[з]/[с]: язычок, который приближается к зубкам, положения не меняет, звуки отличаются только «дрожанием горлышка». Понаблюдаем и за другими парными согласными, обнаружим то же различие в образовании звуков. При анализе звукового состава слова первое время будем постоянно использовать эти приемы:

— руку на локоток под подбородок, чтобы посчитать количество слогов;

— зеркальце в руку, чтобы проверить, как образуется звук: без преграды с помощью разной формы губ — гласный, с преградой — согласный; большая ягодка помещается во рту (прием Н. А. Зайцева) — твердый согласный, маленькая — мягкий согласный;

— руку на горлышко: дрожит — звонкий, спокойно — глухой.

Для формирования соответствующих навыков требуется регулярность и методичность применения данных приемов. По мере введения букв мы учимся сопоставлять звучащую и письменную речь: наблюдаем за «звуками в безопасности» (фонемы в сильной позиции: зубы — супы) и за «звуками в опасности» (фонемы в слабой позиции: зуб — суп). Постепенно выясняем, что «в опасности» звуки прячутся, изменяются так, что их трудно узнать, например: гора и горы, нора и норы — гласный безударный может походить на другой: кора — [а]/[о], гряда — [а]/[иэ], лесной — |э]/[иэ], шестой — [э]/[ы]; для согласных опасные места там, где их сразу много подряд, и на конце слова: праздник [праз'н'ик]/|д] — выпадает; лоб [лоп] — [лбы], глаз — [глас] — [глаза] — на конце слова никогда не бывает звонкого согласного звука, но парные согласные на письме обязательно требуют проверки.

Чем больше дети узнают букв, тем важнее сопоставительный анализ фонемного и графического облика слова. Следовательно, постепенно учитель переходит к звуко-буквенному анализу слов.

Звуко-буквенный разбор способствует осознанию детьми слогового принципа русской графики, обусловливающего позиционный принцип чтения. «Слоговой принцип графики, который называют также буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответствие букв может быть установлено только с учетом ее окружения... — пишет Д. Б. Эльконин. — Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: обозначением на письме фонемы [j] и обозначением твердости — мягкости согласных фонем».

Е. Антонова



См. также:
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005