Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения письму. Часть 1.

В задачи уроков письма в I классе входит: научить детей распознавать значение букв, как печатных, так и рукописных, развить до автоматизма умение правильно, быстро, чисто писать все буквы русского алфавита в двух вариантах — прописные и строчные, рационально их соединять с целью увеличения скорости письма. Заметьте, что орфографические задачи в период обучения грамоте не ставятся, но орфографическая зоркость формируется с первых уроков знакомства с буквами ж, ш, ч, щ, а в последней четверти решаются задачи освоения первого правила — правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-нч.

После подготовительного периода, когда дети занимаются в основном штриховкой, рисованием различных фигур и бордюров, включающих элементы письменных букв, начинается основной период обучения письму. В начальной школе происходит становление рукодвигательного навыка, выполняющего определенные графические действия, которые необходимо довести до автоматизма, поскольку это многокомпонентное действие и от его сформированности зависит успешность освоения грамотного письма. Давайте посмотрим, что составляет природу письменного навыка, состоящего из графического, каллиграфического и орфографического действий.

Но прежде чем приступить к орфографическому навыку, мы формируем графическое действие, которое является основным учебным действием. Это значит, что графическое действие — важный структурный компонент учебной деятельности, так как, во-первых, представляет собой произвольную и преднамеренную активность ребенка, направленную на достижение осознаваемой цели, а именно: овладение элементарными навыками чтения и письма, усвоение норм русской графики. Во-вторых, это действие связывает ученика со специфической (речеязыковой) областью человеческого знания. В-третьих, графическое действие как учебное решает познавательные задачи обобщенным способом: через систему конкретных операций, т.е. является умственным (ментальным) действием.

Для того чтобы сформировать любое умственное действие, необходимо определить его структуру и те пути, посредством которых самостоятельные операции превратятся в компоненты единого умственного действия (В. В. Давыдов, В. В. Репкин).

Проведенный анализ большинства традиционных методик показал, что они в основном ориентированы на работу памяти. Однако современные методы должны быть направлены на ускоренное научение чтению без отрыва от письма.

В основе понятия «графическое действие» лежит сложный психофизиологический механизм взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности пяти анализаторных систем ребенка: слуховой, артикуляционной, зрительной, общедвигательной и рукодвигательной.

Результаты исследований психологов (Б. Г. Ананьева, Е. В. Гурьянова, Н. И. Жинкина, А. Р. Лурии, М. К. Щербак) и дефектологов (М. А. Александровской, Р. И. Лалаевой, И. Н. Садовниковой) показывают, что в графическом действии фокусируются все трудности, которые первоклассники испытывают, овладевая всеми видами речевой деятельности. Как правило, эти трудности объясняются не общим или частным недоразвитием ребенка, а недостаточным вниманием к периоду обучения грамоте со стороны взрослых, педагогов и родителей. По мере выработки умений чтения и элементарного графического действия у детей навык озвучивать написанное и писать услышанное или увиденное входит в их ежедневную познавательную деятельность уже как средство освоения новых, более сложных действий чтения и письма.

Все требуемые графические действия представляют для учащихся большой труд: они вызывают сильное мышечное напряжение и быструю утомляемость. Поэтому наиважнейшая задача на уроке — замечать индивидуальный темп освоения учеником этого действия и помогать ему освобождаться от этой напряженности.

Причинами мышечной напряженности ученика во время письма являются: необходимость выполнения непривычных, тонких, мелких движений рукой; трудность движений, необходимых для письма; сложность их координирования.

Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005