Методические материалы, статьи

Виды речевой деятельности. Часть 3.

К содержанию позиции адресата относятся:

  • узнавание кода-языка (семантизация);
  • установление границ знаемого/незнаемого (объективация);
  • выделение предмета обсуждения, темы (предметизация);
  • дифференциация знакомого/незнакомого, известного/неизвестного;
  • смыслопостижение (анализ связей и отношений между языковыми единицами);
  • смыслопорождение (синтез понятого, интерпретация и его прого варивание);
  • восстановление коммуникативного намерения автора;
  • обобщение понятого и подведение этого под идею текста (идеализация).

Важнейшей составляющей деятельности слушателя/читателя является понимание — «живой процесс освоения содержательности текста реальным индивидом или коллективом». Чтобы представить процесс понимания, следует обратиться к герменевтике. Зародившись как область текстологии, ориентируясь в основном на толкование текста с целью понимания, герменевтика имеет много отработанных методов, приемов, средств действования с образцами речи и тем самым становится полезной и методической науке.

Однако во время изучения нового материала или его закрепления и повторения учителю следует постоянно делать небольшие остановки, чтобы обсудить с учениками, в какой позиции каждый из них в данный момент находится и как должен действовать.

После коммуникации или внутри нее ученикам необходимо делать «паузы» на осмысление той информации, которая рождается в ходе урока-беседы, а также тех средств, благодаря которым эта информация появлялась. Эти паузы называются рефлективными остановками, так как участники учебного процесса возвращаются к беседе — к работе сознания во время коммуникации, чтобы вспомнить, что и как обсуждали. Позиция рефлектирующего — осмысляющего ход урока (или его фрагмента) — ученика и фиксирует приведенная выше схема.

Понимание невозможно без рефлексии — умственной работы по наблюдению за своими мыслями и чувствами. Рефлексия на уроке имеет целью как можно полнее отследить способы своих умственных действий по пониманию дидактического материала, беседы между учителем и учениками. Сначала это делается по вопросам учителя, который помогает ученикам вспомнить, что делали на уроке, как действовали, чтобы понять новый материал или закрепить изученное, каким образом был достигнут результат урока: сюда относятся способы решения языковых задач, например приемы анализа звучащего слова, состава слова, признаки орфограмм или грамматических категорий.

Урок по изучению языкового материала строится как урок-исследование, тогда и учителю и ученикам легко пользоваться не только риторической моделью оратора, но и схемой логико-речевого доказательства, которая отражает специфику деятельности познания и также отработана в риторике: тезис — доказательство — вывод.

Как же правильно организовать процесс понимания? Коллективное «рассматривание» текста дает широкую панораму имеющихся у детей значений прочитанного: с одной стороны, сразу выявляются дефектные (неверные, недостаточные) представления, с другой стороны, ученик привыкает к мысли, что прочитанное не всегда соответствует тому пониманию, которое он имеет. В ходе дискуссии ученики приобретают навык соотносить собственные — правильные или неправильные — представления с языковой нормой, видеть в словоформе «сигналы», которые дают информацию. (Например, окончание -ут у глагола настоящего времени «сигнализирует», что действие происходит сейчас, в момент рассказа, действует не один персонаж, а «много», и о них говорится в третьем лице. Настоящее время глагола избирается повествователем для того, чтобы читатель почувствовал себя «зрителем», в присутствии которого происходит событие.) Дети всегда очень хорошо это чувствуют, но именно в школе они начинают понимать, какими языковыми средствами это впечатление достигается. Именно текст с нормированным (литературным) языком становится критерием оценки верного, грамотного осмысления прочитанного.

Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005