Методические материалы, статьи

Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 1.

Творческую одарённость ученика можно и нужно предварительно определить как способность создавать и воспринимать выразительные художественные образы. Её можно рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: как родовую и как персональную характеристику.

В своём первом аспекте художественная одарённость потенциально присуща каждому ребёнку, хотя у большинства она не актуализируется и не получает развития в силу невостребованности односторонне рационализированной современной культурой и системой образования. В благоприятных педагогических условиях художественная одарённость, как и другие виды одарённости, может в определённой степени раскрыться практически у каждого ребёнка. Так, в процессе преподавания изобразительного искусства по программе Н. Н. Ростовуева «Методика преподавания искусства в школе» уже в младших классах многие ребята смогли грамотно изображать видимые предметы (пейзаж, натюрморт). Подобные результаты приносят передовые методы преподавания других искусств. Именно, благодаря этому родовому, или общечеловеческому, аспекту художественной одарённости становится возможным адекватное (сотворческое) восприятие искусства людьми, которые сами его не создают, и художественная культура оказывается целостно значимой для каждого полноценно развивающегося человека, а не только для узкого круга профессионалов.

Родовой аспект художественной одарённости с наибольшей очевидностью проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Многие психологические качества, типичные для ребёнка 5-9 лет, можно считать если не художественными способностями, то богатейшими предпосылками их развития. Этот максимально подходящий для художественного развития возраст является и самым благоприятным, и самым ответственным с педагогической точки зрения. Вместе с тем возрастную одарённость, даже в ярких её проявлениях, не следует принимать за персональную. Это лишь её возможная предпосылка, не дающая оснований для прогноза.

О персональной художественной одарённости можно (но тоже с большой осторожностью!) говорить в тех случаях, когда растущий человек начинает, по выражению М. Бахтина, свободно приобщать данную область деятельности к своей единственной жизни, или, как писал о литературном творчестве М. Пришвин, начинает переводить всерьёз жизнь свою в слово. Здесь на первый план выходит мотивационно-личностная составляющая: стремление человека (не всегда осознанное) трансформировать и объективировать в художественных образах ценностно-значимые моменты своего уникального опыта. С психологической точки зрения это означает, в первую очередь, трансформацию и модификацию психологических качеств самого человека, их преобразование в актуальные способности к художественному творчеству. Поэтому, в частности, пробуждение указанной мотивационной составляющей художественной одарённости зачастую резко меняет объективную картину способностей ребёнка к тому или иному виду художественной деятельности.

Учитывая всё это, можно сказать, что проблемы различения и преобразования родовой (возрастной) художественной одарённости в персональную - узловые для психолога, педагога, диагноста, работающего в данной области. Тут со всей очевидностью выступает неясность критериев художественной одарённости, обманчивость расхожих её показателей, таких как лёгкость освоения норм профессиональной деятельности, оригинальность в привычном её понимании и др. Каковы же более надёжные ориентиры в работе по определению и развитию этого вида одарённости?

Её психологическая первооснова — это особое, целостное отношение к жизни, которое, в развитой форме, характерно для представителей разных видов искусства, разных времён и народов, а в потенциальной и «зародышевой» форме свойственно большинству детей младшего возраста.

Это эстетическое, или художественное, отношение к миру претворяет всю совокупность впечатлений жизни в потенциальный материал художественного творчества.

А. Борисов



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005