Методические материалы, статьи

Цели, содержание и принципы обучения грамоте. Часть 4.

Коммуникативно-прагматический принцип предоставляет возможность опираться на механизмы речетворчества: порождения и восприятия речи в соответствии с закономерностями психофизиологических процессов детского организма. Это означает, что лучше всего дети усваивают нормы языка практическим способом в коммуникации — специально организованной беседе. Если естественная речевая среда — родители, соседи, друзья — может быть дефектной с точки зрения образцов речи и мышления, то именно учебная ситуация создает оптимальные условия для расширения словаря ребенка, синтаксического строя его речи, умений чтения и письма, поддерживает познавательный интерес и мотивирует изучать родной язык.

Коммуникативный принцип предполагает рассмотрение любого речевого взаимодействия с точки зрения теории коммуникации. Урок — это коммуникация субъектов учения и обучения: ученик — учитель, ученик — ученик, учитель — ученики. Акт коммуникации позволяет представить технологию организации «передачи и восприятия» знаний и умений на уроке, создает возможность приобрести известные способы мыслительной работы, требующие видеть единство и противоположность формы и значения предмета обсуждения.

Деятельностный принцип обучения означает, что ученик самостоятельно действует на уроке (или в любой другой форме обучения), учитель лишь организует условия и управляет складывающейся ситуацией исследования, когда ученик наблюдает (читает или слушает) текст как продукт речевого производства автора, т.е. обнаруживает текстопостроение, выявляет средства его создания и, формулируя закономерности языка, выстраивает его системную организацию.

Разнообразие современных методических систем обучения, в той или иной степени учитывающее названные принципы, позволяет учителю выбрать продуктивный подход для собственной деятельности.

Успешность обучения во многом зависит от того, учитываем ли мы закономерности психофизиологического развития ребенка, его особенности и возможности.

Так, у детей 6-7-летнего возраста слабо развиты артикуляционные мышцы, мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение кистей, запястий и фаланг пальцев. Еще несовершенна нервная регуляция движений. Очень большая нагрузка ложится на артикуляционные мышцы и на мышцы рук ребенка данного возраста при чтении вслух и при письме. Особенно важно учитывать то, что форсирование темпа чтения может привести к так называемому механическому чтению, ошибочному озвучиванию концовки слова или фразы, угадыванию слов и, самое крайнее, к торможению навыка. Традиционное требование быстрого чтения в начальный период обучения не учитывает скорости восприятия информации ребенком 6 — 7 лет. Озвучив слоги или слова, первоклассник должен совершить еще одну, не менее трудоемкую работу — осмыслить прочитанное, а на это тоже нужно время. Экспериментально установленная физиологами и психологами длительность непрерывной работы — чтения, письма, рисования или счета — в данном возрасте не должна превышать 15 мин.

Процессы чтения и письма отнимают у ребенка много сил и времени. Значительное число школьников за букварный период не научаются свободно читать и писать по двум, как минимум, объективным причинам. Во-первых, такие сложные умения формируются постепенно, при длительной и методичной тренировке. Во-вторых, навык свободного осознанного чтения и грамотного письма зависит от правильной организации обучения и личности самого учителя. Такие качества, как доброта, терпение, любовь к детям, заботливость, важны для учителя начальной школы не менее, чем профессиональные знания и тщательная подготовка к каждому уроку.

У детей 7 — 8 лет наблюдается перестройка всех систем мозга, происходят важные базовые изменения на физическом и психическом уровне. Именно в данном возрасте энергетические затраты на учебное действие ребенка в два-три раза превосходят затраты взрослого организма.

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005