Методические материалы, статьи

Способы введения языковых понятий. Часть 2.

Дедуктивный метод имеет «обратный ход» знакомства с понятием.

1. Знакомство с определением понятия (как правило, в учебнике).

2. Выделение понятий, составляющих определение (правило), воспроизведение их существенных признаков.

3. Исследование дидактического материала (в учебнике или написанного на доске) в связи с конкретной целью обнаружить слова-носители признаков понятия.

4. Проговаривание существенных признаков понятия у обнаруженных слов-носителей.

5. Тренировка умения находить единицы языка, имеющие признаки изучаемого понятия.

Проверяем изменение этих слов во множественном числе. Чтобы появилась проблема на следующий урок, изменяем по падежам слова мужского рода 2-го склонения (например, стол, конь — у них тоже окончания в косвенных падежах ударные). Потом переходим к другому типу склонения.

Формирование лингвистических понятий в начальной школе строится циклически, в каждом классе представление о фонетических, лексических, грамматических и синтаксических особенностях языка расширяется.

Рассмотрим пример подготовки учителя к уроку по теме «Изменение имен прилагательных по падежам».

1. Вспоминаем, что мы сами уже знаем об этом грамматическом явлении. Изменение имен прилагательных по падежам и числам называется склонением. Термин «склонение» оставим на самый последний этап формирования понятия, так как мы помним, что сначала следует прочно закрепить в сознании ученика само определение языкового явления или факта и, только убедившись в его усвоении, мы можем вводить термин — новое для ученика научное слово.

2. Выделяем основные понятия (ключевые слова), на которых строится определение: имя прилагательное, падеж, число, изменение. Имена прилагательные имеют непостоянный признак — род. Мы помним, что изменение их по падежам происходит по трем разным типам и зависит это от рода. Изменение по падежам потребует вспомнить состав слова, в частности окончание. Итак, такие существенные признаки склонения, как род и окончание, детям уже известны, следовательно, при построении урока мы будем опираться на них как на известные ученикам понятия. Падеж — понятие для учеников новое, его придется строить до того, как мы сформулируем определение склонения.

3. Подбирая дидактический материал, мы должны помнить о трех вариантах склонения, поэтому на первом уроке выберем только слова, относящиеся к женскому и мужскому роду с окончанием -а. Это будет текст, в котором ученики найдут такие слова во всех нужных падежах.

Готовясь к уроку, учитель предполагает, что удобнее увидеть формоизменение, если написать слова в столбик и выделить корень и окончание.

4. На доску выписываются слова - "страна удивительная" - во всех формах, а затем учитель подводит детей к выводу, что в тексте слово может быть главным, называть предмет обсуждения, давать ему имя, поэтому первый падеж называется именительный, но часто слово может и подчиняться другим словам — тогда оно изменяет свою форму и это выражается окончанием. Слева к столбику слов подписываются вслед за именительным косвенные падежи. Изменение прилагательного зависит от изменения существительного. Поэтому склонять будем в словосочетании.

5. Далее учитель подбирает еще несколько словосочетаний с прилагательными в именительном падеже как женского, так мужского и среднего рода и записывает их напротив именительного падежа. Далее он предлагает изменять их по образцу, и на доске на глазах у детей появляется несколько столбиков слов, наблюдение за которыми показывает, что склонение прилагательных мужского и среднего рода совпадает во всех падежах кроме именительного и винительного.

Такого рода наглядность помогает детям осваивать способ наблюдения над фактами языка: сравнивать, сопоставлять, находить общее и различия. Более того, проговаривание способа исследования позволит детям воспроизвести его впоследствии при подведении итогов.

6. В данном случае легко выйти и на орфографическую тему «Правописание падежных окончаний прилагательных», если обратить внимание детей на то, что ударные окончания вопроса позволяют написать такое же окончание у прилагательного, будь оно под ударением или в слабой позиции.

Следовательно, при подготовке к уроку учитель сам проходит весь путь исследования темы (в данном случае изменение имен прилагательных по падежам) и определяет возможные трудности освоения материала, а также пути наиболее эффективного движения от известного к неизвестному, которое в ходе урока постепенно становится известным.

Е. Антонова



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005