Методические материалы, статьи

Специфика понимания текста художественного произведения. Часть 2.

Каким образом читатель «улавливает» смыслы художественного текста? Существует, как минимум, два пути «схватить» смыслы произведения: интуитивный и когнитивный. Часто младшему школьнику не требуется никакого анализа, чтобы получить полное удовлетворение от прочитанного произведения: это значит, что писатель задал верный тон, нашел нужные слова, построил их в самые понятные для ребенка синтаксические конструкции, что позволило на чувственном уровне — интуитивно — воспринять текст адекватно. К такого рода произведениям относятся сказки, народные и авторские, произведения фольклора (пословицы, песенки-потешки, прибаутки, поговорки и т.п.). Произведения устного народного творчества отлично воспринимаются детьми, так как являют собой период «младенчества и детства» русского народа, что проявляется в непритязательности, наивной фантазии, доверчивости, ритмичности — качеств, свойственных младшему школьному возрасту.

Когнитивный путь позволяет учителю включить в читательскую деятельность дидактическую составляющую: интеллектуальное рассмотрение произведения позволяет обнаружить другой уровень отношений с литературным произведением — коммуникацию с автором. Анализ текста помогает углубить и разнообразить смыслы, возникшие при первичном восприятии, расширить представление о тех реалиях, персонажах, событиях, о которых прочитано.

Несомненно, что возникновение смысловых единиц становится возможным благодаря соотнесению читателем описываемых действий персонажа и личного опыта понимающего. Так, к примеру, только тот читатель «опознает», к какому социальному типу принадлежит рассказчик (он же персонаж повести), кто имел в собственной жизни косвенные или прямые связи с такого рода служащими и обладает представлением и об особенностях их речи и социального поведения. Поэтому насыщение программы текстами писателей XIX-XX вв., повествующих о «свинцовых мерзостях крепостничества» («Вертел», «Янко-музыкант», «Гуттаперчевый мальчик» и т.п.), неэффективно для современного читателя — эти произведения не вызывают у маленького читателя ожидаемой реакции сопереживания, потому что каждая строка изобилует реалиями давно ушедшего времени, объяснить которые чрезвычайно трудно, и это отнимает много времени. Урок чтения такого произведения превращается либо в тренировку технического навыка (читаем все подряд, но не понимаем), либо в утомительное спотыкание о непонятные слова с долгим комментарием учителя, которому самому не так-то просто растолковать «дела давно минувших лет».

Каковы же действия читателя, которые могут быть ориентирами для учителя для организации понимания художественного текста?

1. Выделение действующего лица (лиц) и определение типичных черт персонажа на основе обращения к личному социальному опыту. Для этого можно задавать вопросы типа: «Кто бы мог так говорить (действовать)? Какой у него характер? Как говорит, действует данный персонаж? Встречались ли мне в жизни люди, похожие на этот персонаж? В чем сходство? К какой группе (по роду занятий, по типу мировосприятия и т.д.) относится человек, подобный изображенному персонажу?»

2. Выделение черт, характеризующих автора, и построение образа автора. (Не путайте его с реально существующим или существовавшим писателем!) Для определения этого образа можно опираться на все характеристики или все его проявления в тексте. Ими могут быть: в повествовании «голос со стороны», не соответствующий «голосу» (мыслям и чувствам) персонажа; переживания (типа «смешно», «страшно» и т.д.), возникающие у читателя по мере чтения текста, но не связанные непосредственно с действиями персонажа. Выделению образа автора в структуре произведения также способствует прием установления расположения действующих лиц (где, кто с кем и т.п.), обстановки того места, где разворачивается действие.

Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005