Методические материалы, статьи

Современные технические средства обучения РКИ. Аудиовидеосредства. Часть 2.

При аспектном обучении художественный фильм или запись художественно-публицистической телевизионной передачи могут быть использованы практически во всех традиционных (фонетика, грамматика, лингвострановедение) и сравнительно новых (деловая речь, язык прессы и т. д.) аспектах. Тема такого материала станет темой для обсуждения в аудитории и для домашнего задания.

В курсе литературы широко распространено знакомство иностранцев экранизациями изучаемых литературных произведений. Просмотр экранизации происходит только после работы с текстом художественного произведения, которая, таким образом, становится предпросмотровым этапом работы над видеоматериалом. Фильм может стать самостоятельной единицей занятия или использоваться фрагментарно. В обоих случаях он служит и средством оптимизации обучения, и средством поддержания мотивации, и источником культурологической информации. Послепросмотровая работа позволяет поднять изучение литературного произведения на более высокий виток: по-новому осмыслить идею и образы, точнее расшифровать внешние проявления внутренних духовных процессов героев, попробовать проецировать себя на место героев (но не отождествлять себя с ними!), вступить в сотворчество с автором.

Аудиовизуальный курс как самостоятельный аспект русского языка как иностранного, имеет основную цель — тренировка в аудировании аутентичных текстов с опорой на видеоряд и на текстовую (запись фонограммы) поддержку. Для этого курса отбирают разнообразные материалы: художественные, документальные, мультипликационные фильмы; записи художественно-публицистических, информационных и других телевизионных передач; видеозаписи концертов и театральных постановок и др.

Помимо достижения основной цели, аутентичные аудио-, видеосредства обучения:

  • позволяют познакомиться с основными разговорными моделями русской речи в стандартных социально-бытовых и социально-культурных ситуациях, представленных как аудио-рядом, так и видеорядом: это, благодаря образности и участию невербальных средств коммуникации, имеет большее воздействие на обучаемого;
  • дают широкий круг лингвострановедческих и культурологических знаний.

Использование аутентичных материалов при всей их привлекательности связано со значительными трудностями. К ним относятся:

1. Отбор видеоматериала с учетом этапа, профиля и контингента.

2. Запись и обработка фонограммы.

3. Подготовка лексического, грамматического, стилистического, лингвострановедческого и культурологического материала и комментария к нему.

4. Разработка до- и послепросмотровых вопросов, заданий и упражнений.

5. Презентация видеоматериала в аудиторной работе и завершающее обсуждение.

Существуют общие требования к презентации аудио-, видеоматериалов.

На начальном этапе обучения длительность просмотра не должна превышать 5-10 минут. Предполагается многократный просмотр одного и того же фрагмента. На следующих этапах длительность фрагмента может быть больше, но не должна превышать получаса непрерывного просмотра и занимать более половины занятия, хотя на практике это требование иногда нарушают, поскольку студенты хотят в первый раз посмотреть весь сюжет целиком, чтобы не разрушать целостности художественного восприятия. Обязательны логическая завершенность каждого занятия и высокая степень эмоционального заряда предлагаемого учебного материала.

Работа с аудиовидеоматериалом требует обязательной до-просмотровой работы. Это может быть:

  • устный комментарий преподавателя, вводящий студентов в тему сюжета;
  • самостоятельная работа студентов с раздаточным материалом: «Найдите в словаре перевод следующих слов...», «Вспомните, что вы знаете о...» и т. д.;
  • чтение студентами текста фонограммы и ответы на вопросы, помогающие понять ее содержание.

Послепросмотровая работа — также обязательный элемент занятия с аудиовидеосредством. Она бывает устной (дискуссия) или письменной (сочинение, рецензия и др.).

Т. Уша



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005