Методические материалы, статьи

Составление киносценария, видеоклипа. Часть 1.

Приемы создания киносценария и видеоклипа многофункциональны. Основная их задача — помочь детям освоить художественную идею изучаемого произведения. Путь освоения, который предлагают данные приемы, — «перевод» языка искусства слова на язык искусства кино, поэтому вторая функция приемов — развитие зрительской культуры, знакомство с изобразительно-выразительными средствами киноискусства. Создание кино — коллективное дело, поэтому третья функция — обучение совместной творческой работе, формирование умения сформулировать и высказать свое предложение, обосновать свою позицию, услышать предложения товарищей, найти наиболее точное решение. Все это возможно только в диалоге, поэтому четвертая функция приемов — обучение диалогу как форме общения, в процессе которого каждый участник, включая учителя, находится в поиске, каждая сторона обогащает друг друга, конечное решение заранее неизвестно.

Несмотря на то, что современный младший школьник имеет значительно больший зрительский опыт, чем читательский, большинство детей никогда не задумывалось о том, что кино — особый вид искусства, обладающий только ему присущим языком. Использованию приема обязательно должно предшествовать знакомство с некоторыми изобразительно-выразительными средствами, причем разделять средства видео и киноискусства на уровне начальной школы нецелесообразно. Воображаемый киносценарий будет отличаться от воображаемого видеоклипа прежде всего тем, какой литературный текст будет «переводиться» на другой язык. Киносценарий создается по произведениям, в основе которых лежит событие или цепь событий, есть сюжет, герои (сказки, рассказы, басни). Видеоклип целесообразно использовать при анализе произведений, строящихся на последовательной смене зрительных образов, например при анализе пейзажной лирики. С некоторыми элементами языка киноискусства можно познакомить детей во вступительной беседе или в процессе анализа просмотренного фильма. Приведем общую схему такой беседы.

  • Кто создает кино? (Кино — коллективное искусство, люди разных профессий принимают участие в создании фильма.) Фильм снимают сразу целиком или по отдельным кадрам? Что такое кадр? Кино — искусство движущегося изображения. Кадром в кино называют отрезок пленки, содержащий момент действия, снятый непрерывно работающей камерой. Кадр в кино может соответствовать целому эпизоду, а может быть и так, что для передачи содержания одного предложения понадобится несколько кадров. Придумывая свой фильм, мы будем перечитывать текст, выделять в нем части, соответствующие одному кадру, и обсуждать, как будет выглядеть наш кадр на экране.
  • Кто снимает фильм на пленку? У оператора есть свои средства создания образа в кино. Он может снимать неподвижной или движущейся камерой, и тогда мы или видим, как герой проходит мимо, или незримо следуем за ним, воспринимая мир его глазами. Оператор выбирает план съемки. План — это масштаб изображения. Если нужно показать вид города с высоты птичьего полета, море или лес, — он использует общий план, если на экране должна быть улица, пляж на берегу моря, поляна в лесу — оператор снимает средним планом. Крупный план останавливает внимание зрителя на одном предмете — лице человека, смотрящего в окно, набегающей волне, пчеле, сидящей в чашечке цветка. Выбор плана зависит от того, что именно должен увидеть зритель в этот момент. В пределах одного кадра план может меняться. Есть у оператора и еще одно изобразительное средство — ракурс — точка зрения, с которой ведется съемка. Снимать можно снизу, и тогда герой будет казаться нам высоким. Если этого же актера снять сверху — он покажется ниже ростом. Можно снимать спереди, сзади, сбоку — и каждый раз изображение будет меняться. Ракурс помогает выделить главное, передать отношение к снимаемому материалу.

    М. Воюшина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005