Методические материалы, статьи

Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 7.

Анализируя грамматическую основу разных предложений, младшие школьники знакомятся практически и со сложным предложением — синтаксической конструкцией, состоящей из нескольких частей, построенных по модели простого предложения и представляющих собой тесное грамматическое и смысловое единство.

Прочитаем предложение, выделим грамматические основы:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А. Пушкин)

Предложение состоит из четырех частей, потому что можно выделить четыре грамматические основы: звезды блещут, волны хлещут, туча идет, бочка плывет. Автор использует такую синтаксическую конструкцию для передачи параллельно происходящих действий. Смысловое единство подчеркивается тем, что в первой и третьей частях предложения речь идет о пространстве неба, а во второй и в четвертой — о пространстве моря. В таком построении предложения проявляется замысел автора передать идею связи земного и небесного (божественного, природного и человеческого).

В связи с тем что уже на начальном этапе обучения ставится задача развития речевых способностей школьников, возникает необходимость познакомить детей с особенностями такой единицы языка, как текст, научить их понимать законы построения текста.

Рассмотрим этапы подготовки учителя к уроку по теме «Что такое текст?».

1. Сначала мы вспоминаем определение текста, в чем его особенность как лингвистической единицы. Текст — это речевое произведение, сочетание предложений, объединенных общей темой, связанных между собой по смыслу и грамматически. Основными признаками текста являются связность и цельность. Связность (или смысловое единство частей текста) обеспечивается темой и микротемами. Тема текста — это тот предмет или явление, о котором говорится в тексте. Цельность логикой изложения, выраженной четкой структурой (композицией) текста. Другими словами, для нашего урока потребуется текст, в котором можно будет обнаружить названные признаки.

2. Выделяем ключевые слова, основные понятия, на которых строится определение текста: несколько предложений; связность; цельность; тема; смысл (идея) текста.

3. Подбираем материал для исследования младшими школьниками

4. Формулируем вопросы, с помощью которых поможем детям выделить основные признаки текста как лингвистической единицы. Первый вопрос нацелен на определение темы текста, так как тема чаще всего бывает заложена в названии или обнаруживается в первом предложении. Далее формулируем вопросы по каждому абзацу для определения микротем текста. Последний вопрос поможет определить идею текста или понять замысел автора.

  • О чем говорится в тексте?
  • Что мы узнаем об этом цветке, где он растет?
  • Что заметили лесники?
  • В чем особенность кипрея?
  • Зачем автор нам рассказал об этом удивительном цветке?

5. Следующий этап урока — формулирование определения. Дети проговаривают вслух все выделенные признаки текста и формулируют определение этого лингвистического понятия. Задача учителя — составить вопросы, которые помогут школьникам проделать эту работу.

  • Это произведение состоит из предложений?
  • Предложения связаны между собой. Нам был понятен смысл?
  • Мы узнали, о чем говорится в этом тексте? То, о чем говорится в тексте, называется темой текста.
  • Мы поняли замысел автора? То, ради чего автор создает текст произведения, называется идеей текста.
  • Назовем основные признаки текста: несколько предложений, они связаны между собой, есть тема, можно определить идею.
  • Формулируем определение текста — это единица языка, состоящая из нескольких предложений, связанных между собой темой и идеей.

Мы рассмотрели приемы формирования основных синтаксических понятий на начальном этапе обучения. Умение находить главные и второстепенные члены предложения, различать интонационный рисунок текста, определять синтаксические связи между словами, предложениями и частями текста, правильно формулировать вопросы для определения грамматической связи — все это позволяет младшим школьникам успешно осваивать сложный курс синтаксиса русского языка как на начальном этапе обучения, так и в среднем звене.

Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005