Методические материалы, статьи

Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 5.

Приведем пример формирования представления о главных членах предложения.

Прочитаем предложение из «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Сначала мы ищем подлежащее, производителя действия в каждой части предложения. Для этого задаем вопрос: о чем идет речь в первой части предложения? Речь идет о ветре. Мы задаем следующий вопрос: что/кто производит действие? Находим слово ветер. Это подлежащее. Какое действие производит ветер? Ветер гуляет, подгоняет. Перед нами сказуемое.

Читаем следующую часть предложения и действуем по описанному выше алгоритму: речь идет о кораблике, автор вместо имени существительного использует местоимение. Главные члены этой части предложения: он бежит.

Мы выделили главные члены предложения: ветер гуляет, подгоняет; он бежит.

Давайте подумаем, какая информация содержится в главных членах предложения, о чем мы узнаем, если проанализируем только приведенные выше слова? Мы узнали, что автор нам сообщает о ветре, который гуляет (дует) и подгоняет кораблик, а он бежит. Достаточно ли нам этой информации, чтобы нарисовать картину действительности, описываемую автором? Конечно, нет. Для более полного описания событий в предложении используются второстепенные члены.

Как выделить их в предложении?

Рассмотрим первое подлежащее ветер, найдем в тексте слова, которые описывают этот предмет. Таких слов в этом тексте нет. Переходим к сказуемому гуляет, от этого слова мы задаем вопрос: гуляет (где?) на море. Мы узнали, что ветер дует на море, значит, автор нам рассказывает о морском путешествии. Следующее сказуемое этой части предложения — подгоняет, задаем вопрос от этого слова: подгоняет (что?) кораблик. Мы узнаем, что действие ветра переносится на небольшую лодку. В следующей части предложения речь уже идет об этом плавательном средстве. Вместо слова кораблик автор использует местоимение он. Ищем в тексте слова, которые относились бы к этому предмету, уточняли бы его. Таких слов нет. Переходим к сказуемому. Бежит (как?) себе, т.е. сам по себе, ни от кого не завися; бежит (где?) в волнах, мы узнаем, что кораблик быстро передвигается по волнам; бежит (на чем?/как?) на парусах, движется это судно при помощи ветра, который раздувает паруса; парусах (каких?) раздутых. Таким образом, второстепенные члены предложения позволили нам более полно и точно описать картину, о которой сообщает нам автор.

В начальной школе формируется представление о связи слов в предложении. Мы должны научить младших школьников устанавливать связи между словами и правильно задавать вопросы. Для этого важно понимать, что главные члены предложения — независимые слова, между ними особый, взаимонаправленный тип связи, который позволяет задавать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и от сказуемого к подлежащему. Между главными и второстепенными членами предложения связь подчинительная, это значит, что одно слово всегда является главным, а другое — зависимым. Если мы выделяем словосочетания группы подлежащего, то главным словом будет подлежащее, если мы выделяем словосочетания группы сказуемого, то главным словом будет сказуемое.

Рассмотрим алгоритм выделения словосочетаний из текста на примере анализа нескольких предложений рассказа К. Паустовского «Прощание с летом»: Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег.

1. Выделяем главные члены предложений: я увидел, птица села, ветка закачалась, снег посыпался.

2. Находим в предложениях слова, которые относятся к подлежащему: птица (какая?) большая серая. У других подлежащих второстепенных членов нет.

3. Находим в предложениях слова, которые относятся к сказуемому: увидел (через что?) через окно', села (куда?/на что?) на ветку, посыпался (с чего?) с нее.

4. Находим слова, которые поясняют второстепенные члены предложения: ветку (чего?/какую?) клена; ветку (какую?/ где?) в саду.

Е. Антонова



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005