Методические материалы, статьи

Система уроков по географии, их типы и структура.

В процессе обучения географии используются следующие основные типы уроков по дидактической цели: 1) комбинированные; 2) изучения нового материала; 3) обобщающего повторения; 4) самостоятельных и практических работ. По характеру познавательной цели выделяются проблемные уроки и непроблемные уроки. Каждый урок представляет собой часть общей системы уроков и имеет специфическое содержание. Уроки связаны между собой содержанием изучаемого материала. Предыдущие уроки являются основой для понимания последующих. Научная логика содержится в каждом учебнике и не требует особых пояснений. Вполне естественно, например, изучение рельефа и климата предшествует изучению рек Восточно-Европейской равнины и других регионов.

Учащиеся уясняют причинно-следственные взаимосвязи и зависимость рек от характера рельефа и климата. Хотя здесь надо оговориться, что в географии в настоящее время глубоко проникли и вероятностные методы исследований, что позволяет говорить не только о детерминированных взаимосвязях, но и случайностных процессах. Уроки выделяются по основной дидактической цели. В систему уроков по любой теме должны входить уроки разных типов: по изучению нового материала, самостоятельных работ, обобщающего повторения, а также комбинированных уроков.

Наибольшее распространение имеет комбинированный урок с различной структурой. Возможно различное построение урока. Сначала повторение пройденного, а затем изложение нового материала, но возможно и наоборот — сначала изложение нового материала, а затем закрепление и повторение ранее пройденного материала. Обычно такое дробление материала на уроке и процесс обучения частями особенно необходимы в младших классах и реже применяются — в старших классах. Чаще всего урок начинается с проверки знаний учащихся по материалу прошлых уроков. Такая структура урока необходима, когда материал прошлого урока является базой, основой для изучения нового материала. Например, нельзя в курсе VIII класса изучать, как мы уже отмечали, реки раньше климата.

На уроках географии закрепление новых понятий целесообразно делать по ходу изложения нового материала в связи с преобладанием единичных понятий. Это осуществляется путем сравнения с известными уже понятиями по карте и работой с учебником. Тем не менее, закрепление материала, особенно в младших классах, должно быть и в качестве отдельного структурного элемента урока.

Меньше применяются уроки изучения нового материала. На уроке изучения нового материала проверка знаний по пройденному материалу отсутствует в виде отдельного структурного элемента и часто отсутствует и по ходу урока. Уроки изучения нового материала организуются чаще в старших классах, когда необходимо большое сообщение нового материала, который не целесообразно делить на части. Иногда такие уроки связаны с применением кинофильмов значительной протяженности по времени, а иногда это связано с применением наглядных пособий.

Уроки самостоятельных и практических работ или формирование умений проводятся под руководством учителя. Упражнения сочетаются с повторением и проверкой знаний. Такие уроки применяются чаще всего в курсе VI класса для выработки умений и навыков работы по плану, карте, определения координат и т.п. Специальные уроки практических работ и упражнений обычно проводятся на первой стадии формирования умений и навыков, а в дальнейшем привитие умений и навыков осуществляется и на комбинированных уроках.

Уроки обобщающего повторения знаний проводятся различными методами: обобщающая беседа, фронтальный устный или письменный опрос. Обычно эти уроки проводятся после изучения крупных больших тем. Например, после изучения темы «Рельеф» целесообразно такое занятие, или после изучения материка в курсе VII класса.

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005