Методические материалы, статьи

Психологические основы формирования навыка чтения. Часть 2.

Выделяя этапы процесса становления навыка чтения, Т. Г. Егоров отмечал, что процесс этот строится на основе второй сигнальной системы и поэтому требует не дрессуры, а развития мышления и речи учащихся.

На первом — аналитическом этапе — сознание ученика направлено на овладение частями целого. Сначала ребенок учится соотносить звук и букву, овладевает слиянием — читает слоги, затем из слогов складываются слова. Понимание прочитанного в этот период отдалено от процесса восприятия по времени: ребенок сначала прочитывает слово и только затем осознает его значение. Для этого периода характерно «рубленое» чтение: слова читаются без фразовой интонации, по принципу присоединения друг к другу. Поэтому ребенок часто возвращается к прочитанному и повторяет слова, присоединяя вновь прочитанное слово к произнесенным ранее. Фактическое содержание предложения может быть понято только после того, как прочитаны и произнесены подряд все слова, его составляющие. Типичные ошибки в этот период: замена окончаний слов и повтор. Если ребенок сам начинает замечать свои ошибки и исправлять их, значит, он вступил в стадию перехода на новый этап становления навыка.

Второй этап — синтетическое чтение — назван так потому, что слово в сознании ученика перестает быть простой суммой отдельных частей, выступает как целое. Происходит резкий скачок в понимании смысла прочитанного за счет того, что слова сливаются в предложение, ребенок овладевает фразовой интонацией. Физиологи связывают процесс понимания с работой речедвигательного аппарата. Именно за счет сигнала, вызванного работой речедвигательных мышц и поступающего в мозг, происходит понимание. Мышцы речевого аппарата работают и при чтении вслух, и при чтении про себя, хотя в последнем случае это движение менее выражено. Неслучайно дети интуитивно используют шепотное, жужжащее чтение — так им легче понять содержание читаемого. Период синтетического чтения очень длителен. По мнению Т. Г. Егорова, высказанному им в середине прошлого века, он длится все время начального обучения, а у многих детей завершается лишь в средней школе. Современные методики обучения позволяют значительно ускорить этот процесс.

Третий этап становления навыка чтения — этап автоматизации. На этом этапе уже сформированные связи уточняются и закрепляются. Техническая сторона чтения становится для человека средством постижения смысла. Признаком перехода ребенка на этап автоматизации является его стремление читать про себя, выражение эмоциональной реакции при молчаливом чтении.

М. Воюшина



См. также:
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное