Методические материалы, статьи

Психолого-методические понятия. Часть 2.

Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребенок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда же ученик пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. Само упражнение — диктант — требует быстрого применения «готового буквенного перевода», т.е. симультанного навыка: образ слова (или множества слов) должен сразу появиться на «экране» сознания. Другими словами, написание диктанта предполагает наличие в сознании ребенка целого арсенала готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свернутого» действия по освоению орфографического правила.

Вопреки распространенному мнению о том, что «свернутое» действие является, по сути дела, тем же по своей ориентировочной основе и операциональной структуре, что и в начале его усвоения, ученый М. С. Шехтер полагает, что «свернутое» действие — это проявление нового сформировавшегося способа ориентации. В своем исследовании «Проблемы симультанного узнавания» М. С. Шехтер начал изучение закономерностей и механизмов формирования целостных образов, способов и механизмов, с помощью которых человек достигает мастерства в быстром узнавании предметов и явлений.

Специфика этого способа состоит в том, что он опирается на особого рода целостные образы, которые не расчленены на компоненты, а «работают» как монолит, «единое целое». Такого рода образы часто формируются в процессе обучения даже стихийно, но их содержание и характер использования далеко не всегда оказываются приемлемыми.

В начале XX в. в Европе, а затем и в послереволюционной России был популярным метод обучения чтению и письму «целыми словами». В 1930-е гг. его критиковали как несостоятельный. Однако спустя без малого сто лет физиологи и психологи с различных позиций пришли к единому выводу, что необходимы специальные педагогические меры по формированию указанных образов и действий на их основе, а также специальная обработка этих действий и, следовательно, вообще нового способа ориентации. К сожалению, методическая наука пока только приступила к разработке таких «специальных мер».

Основным психологическим механизмом как пунктуационной, так и орфографической грамотности является упреждение и удержание правилосообразных блоков. «Блоки» для пишущего выступают как целостные образования, мгновенно им опознаваемые. Только когда этот механизм работает, можно говорить о сформированности навыка. Обучать этому можно и нужно уже в начальной школе. Не уделяя внимания проблеме психологической природы «свернутых» познавательных действий, учителя совершают серьезную ошибку принципиального характера: смешивают виды упражнений, основанные на различных закономерностях восприятия и актуализирующие не те механизмы интеллекта, на которые направлены эти упражнения. Это вызывает обратную общим усилиям реакцию. И этим во многом объясняется низкий уровень общей орфографической грамотности выпускников средних школ.

Наша задача — научиться использовать открытия психологической науки в обучении орфографии. С этой целью в методике появились понятия «орфографическое умение» и «орфографическая зоркость». Эти понятия напрямую связаны с уже известным вам понятием — речевой, или фонематический, слух. // Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005