Методические материалы, статьи

Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Пейзаж по памяти. Часть 2.

Вот выбран пейзаж. Его предстоит запомнить, чтобы написать дома. Бессмысленно будет созерцать его, хотя бы и долго, в надежде механически унести с собою в уме каждую его деталь. Запоминание пейзажа - не фотографирование. Если мы остановились на каком-то куске природы (мотиве, как говорят), значит, он нам нравится. Прежде всего и нужно отдать ученику отчет в том, что он видит в нем интересного. Это интересное заключается не в присутствии в пейзаже каких-то особых предметов, а в особом характере всего мотива: в его цветовом строе, в состоянии погоды, в сочетании самих предметов разного характера, в ощущении движения или покоя, в настроении пейзажа, в контрастах или ритме элементов и т.п. Заметим, что без интереса к натуре вообще не может быть искусства живописи, и способность испытывать этот интерес к самым, с первого взгляда, неинтересным вещам и составляет так называемое умение видеть.

Детские лагеря как правило находятся в самых живописных местах. Педагогу не нужно далеко ходить, чтобы показать все великолепие созданного природой вокруг нас. Достаточно взять мольберт, скамеечку и можно работать прямо около студии, где все под рукой и бумага, и вода и краски. Работа по запоминанию пейзажа начинается с анализа увиденного учениками перед собой пространства. В известном смысле это отбор определенных моментов натуры. Отбор - потому что во всяком случае чем-то придется жертвовать, что-то мысленно убирать, а иногда и кое-что прибавить.

Жертвовать всем бывает жалко и обидно. Ребятам хочется все увидеть и все передать. Педагог должен мягко, ненавязчиво объяснить для чего нужно чем-то жертвовать. Ученик поймет и тогда можно говорить о цельности того или иного мотива, о его характере. Такой анализ натуры, конечно, помогает запоминанию, пейзаж будет виден не беспорядочным собранием случайных, не связанных друг с другом вещей, а приобретет смысл именно благодаря ощущению характера целого.

Осознав этот характер, вспоминая и любя его (мы уже говорили, что ученик выбирает мотив за то, что он ему нравится, что он что-то любит в нем), его трудно будет забыть. Если в нашем представлении возникнет какая-то деталь пейзажа, то чувство целого поможет вспомнить и другую, забытую. Видимо, здесь есть аналогия с запоминанием слов: трудно вспомнить десяток случайных слов или фразу на незнакомом языке, но легко запоминается понятная фраза, еще легче - строка стихотворения.

Но в живописи все вообще, от объема куба до движения души автора, выражается через форму и цвет красочных пятен (и еще через фактуру красочного слоя, может быть). И основной интерес пейзажа, его характер нужно понять в его конкретном изобразительном выражении, перевести его на язык пятен и линий, на язык краски. Этим занимается всякий, кто уже пишет с натуры. Имеющему опыт в рисовании с натуры, в определении тоновых и цветовых отношений, красочных смесей эта задача по-существу не представляет ничего нового.

Наблюдая свой пейзаж в натуре, чувствуя его характер ребенок воображает его уже написанным. Кроме выяснения цветовых и тоновых отношений, определения красочных смесей для каждого пятна, кроме рисунка, нужно отдать отчет и в характере пятен и линий, выражающих предметы пейзажа, в характере отношений этих пятен. Жесткость или мягкость, затушевание или подчеркивание, обобщение или детализация, точность прорисовки контура или нарочитая приблизительность, усиление контраста цвета и светотеневых пятен или смягчение его, подчеркивание ритмов на плоскости листа, разный характер мазка, некоторая условность трактовки предмета или же принципиальная натуральность и т.п. - все это конкретные средства, которыми располагает учащийся на своей работе. Это конкретные свойства пятен и линий физической краски, в которые переводится видимый в натуре мотив и которыми ученик мог бы выразить характер натуры.

А. Борисов



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005