Методические материалы, статьи

Проведение практических занятий по некоторым творческим дисциплинам. Пейзаж по памяти. Часть 4.

Кроме общего рисунка-эскиза можно сделать зарисовки отдельных узлов композиции. Такие зарисовки можно прорабатывать и очень тщательно. Они - средств изучения натуры. С их помощью можно разобраться в конструктивном строении отдельных деталей - это важное подспорье памяти, важное средство достичь вещественной убедительности. С помощью таких отдельных зарисовок можно уточнять или искать изобразительную форму частей пейзажа - характер светотени какой-нибудь детали, точное очертание какого-нибудь важного для композиции силуэта и т.п. Не стоит задаваться характером такого рисунка отвлеченно академически. Пусть задачу зарисовки и ее характер диктует каждый раз работа над пейзажем, конкретная необходимость, конкретное рабочее затруднение.

Учащимся будет особенно сложно в работе по памяти справляться с цветом. Ребята знают, что дерево - зеленое, кирпичный дом — красно-коричневый и т.д. Но дерево против яркого света видится в действительности серо-голубым, кирпичный дом на ярком солнечном свете - розовым. Такой конкретный цвет предмета зависит не только от состояния освещения, атмосферы и рефлексов на предмете, но и от соседства с другими цветами в работе. Сложности, с которыми ребята сталкиваются на первых занятиях, преодолеть можно. Нужно чаще смотреть на натуру в определенном порядке, методически. Разобраться в цветовом строе пейзажа и запомнить его помогает чувство цельности мотива. Ни в коем случае нельзя пытаться запоминать цвета предметов по очереди, глядя на каждый из них отдельно. Так нельзя не только запомнить, но даже и увидеть правильно цвет. Так запомнятся скорее как раз знаемые, общие цветовые характеристики предметов. На мотив нужно смотреть целиком, заставляя ученика на время даже отвлечься от его предметного содержания, принуждая его забыть, что видишь деревья, дома, мосты, людей и т.п. Нужно на время увидеть в нем лишь систему пятен, различно окрашенных - как будто чью-то декоративную композицию, очень разнообразную и тонкую по цвету. В этой системе пятен нужно почувствовать некий смысл, некий принцип, композицию, колорит. Такой смысл обязательно будет в этой системе, потому что, ведь это не случайное скопление пятен, а вещественный мотив, и уже просто закономерности натуры вносят в цветовую картину известный порядок, не говоря о том, что это пейзаж - выбранный ими, стало быть, уже оцененный, имеющий для них характер, и может быть - как раз цветовой. Но даже так называемое настроение пейзажа выражается и воспринимается учениками через его цвет.

Ощутив это цветовое целое, ясно почувствовав его именно как целое, ребята могут затем специально для лучшего запоминания выделить отдельные места, которые сразу не понимаются по цвету, трудно запоминаются. Такие места лучше всего сравнить с близкими им по цвету, чтобы оценить точнее их цвет; важно найти сходные цвета в разных предметах - например, в пейзаже часто бывают по цвету и тону близки между собою небо и вода и отметить их разницу.

Нужно специально также проверить вместе пары цветов, которые выглядят с первого взгляда совершенно разными - не окажутся ли они на самом деле ближе друг к другу. Именно в этот момент, не доверяя чистой зрительной памяти, и стоит пытаться представлять оттенки цвета уже смесью красок.

После такого анализа следует опять возвращаться к оценке целого, любоваться колоритом целиком. Цвет таким образом будет помниться и непосредственно ощущением, и словесно - через смеси красок. В такой системе будут понятнее и цветовые подробности, они тоже лягут в какую-то систему. Заканчивая наблюдение пейзажа, ребята должны унести с собой в памяти общее ощущение целого, колорита и более или менее ясное знание, как писать отдельные и самые трудные места.

Но точная передача видимого цвета может исказить именно предметный характер. Воздушная перспектива, рефлексы, соседствующие тона как бы маскируют предмет. Например, в городском пейзаже какой-нибудь трамвайчик может существенно завязать всю композицию, определить характер. Между тем при точном срисовывании он может оказаться и размером мал, и по цвету побледнеть, и затеряться. В таком случае именно знание внешнего вида трамвая, устоявшееся представление о его цвете - ярко-красный! - поможет ученику выразительно написать его, отступив от очевидности. Такие отступления должны быть подсказаны знанием, чувством или интуицией - ясным видением картины. В этом случае они дают живописи силу. Нужно следить, чтобы ими не прикрывалось пассивное видение и ленивое наблюдение, хотя в первых работах у ребят это можно видеть часто.

А. Борисов



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005