Методические материалы, статьи

Приемы работы с учебником.

Какие приемы работы с учебником применяются в классе? Каждый курс географии учитель начинает со знакомства учащихся с учебником (открыть учебник, назвать автора, познакомиться с оглавлением, обратить внимание на организацию материала и т.п.).

Рассмотрим наиболее широко применяемые в практике приемы работы с учебником географии.

Объяснительное чтение, которое проводится в начале курса при изучении трудных разделов или при фронтальном методе работы. Учитель читает текст и выделяет трудные места и термины, а затем пересказывает текст своими словами. Обычно это делается в младших классах.

Объяснительное чтение применяется и в старших классах. Так, Н. Н. Баранский рекомендует применять объяснительное чтение уже с целью развития навыков обращения со статистическим и картографическим материалами, а также развития мышления и умения составлять связные характеристики стран и районов. Он считает необходимым проводить такую работу в начале каждого крупного раздела учебника, по трудным статьям, терминам и понятиям.

А. В. Даринский также считает объяснительное чтение одним из основных видов работы с учебником, но главное внимание он уделяет пересказу учащимися прочитанного с анализом текста.

Составление смыслового плана по прочитанному учащимися тексту — это очень важная работа, она позволяет научить ребят последовательно излагать материал и выделять в нем главное. Работа делается так. Учащиеся читают текст, делят его на части, подбирают к ним заголовки, составляя план. Затем по этому плану предлагается составить рассказ своими словами или ответить на вопросы.

Выборочное чтение с целью выбора нужного материала для установления понятий и взаимосвязей. Например, прочитать текст о реках Восточной Сибири и составить характеристику типов их питания и режима. После этого учитель задает вопросы для установления степени усвоения материала. Целесообразно задавать на дом различные самостоятельные работы по тексту учебника: по составлению плана, схем, графиков и группировку объектов по каким-либо признакам, провести работу с картами и иллюстрациями учебника. Необходимо ставить вопросы, на которые учащиеся ищут ответы дома. Например, установить по климатической карте, где больше всего выпадает осадков на изучаемых территориях.

Составление сравнительных характеристик на основе проработки текста учебника необходимо в классе и дома. Сущность методики сравнительной характеристики в принципе та же, что и при составлении конспекта, плана, но здесь приходится работать над двумя или несколькими статьями-текстами. Выделяются и сравниваются главные мысли, понятия. Такая работа способствует развитию логического мышления, анализа и синтеза, умению найти главное, установить причины (или закономерности), которые определяют черты сходства и различия. Работа начинается в VI классе со сравнений отдельных географических объектов по отдельным элементам физической географии (географическое положение, рельеф, климат), а затем по экономико-географическим характеристикам. Учитель ставит познавательную задачу, дает план, указывает текст и карты, на основе которых должна быть составлена сравнительная характеристика. Например, морей Северного Ледовитого и Тихого океанов (в курсе VIII класса) по плану:

  • Географическое положение.
  • Климатические условия.
  • Природные отличия (характер берегов и береговой зоны, характер течений, температура воды, животный мир).
  • Хозяйственное значение.

Такая характеристика может быть устной или письменной, может быть оформлена в виде таблицы.

Сопоставление карт с текстом учебника. После работы учащихся по картам выполняется сравнение данных карты и учебника, которое позволяет перейти от отдельных вопросов к комплексным характеристикам изучаемых территорий.

Все приемы работы с учебником сопровождаются словарной работой. Работа начинается с первых уроков, где учитель сам записывает на доске слова (термины и понятия) и объясняет их значение, показывает на карте и т.п. Учащиеся записывают слова в свой словарик. Учитель сам должен быть вооружен географическими словарями и справочниками.

Д. Финаров



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005