Методические материалы, статьи

Предмет и задачи методики обучения географии. Часть 1.

Чтобы преподавать какой-либо предмет, нужно его знать. Доказывать это нет никакой необходимости. Это является аксиомой. Однако знание предмета еще не обеспечивает хорошего преподавания. Мы знаем очень много хороших специалистов, в том числе и среди крупных ученых, знающих свое дело, но не умеющих преподавать. Многие из них не могут доходчиво и понятно изложить суть освещаемого вопроса. Так бывает и в школе, особенно у начинающих учителей.

  • Все правильно, — скажете вы, — но чем объяснить, что есть учителя, которые, не изучая никакой методики, отлично преподают географию? На это можно ответить так: каждый из таких учителей-самоучек выполнил длительную практическую работу. С чего он начал? Со школы.

Всякий, кто учился в школе, обязательно испытал на себе те или иные приемы преподавания. Естественно, начинающий учитель сознательно или бессознательно подражает своим учителям, особенно тем, которые ему нравились, перенимая те способы, которые, по его наблюдениям, явились наиболее целесообразными. Опыт, накопленный трудами предшественников, получает применение дальше у их последователей. Но этим методическая подготовка начинающего учителя не исчерпывается. Он обязательно вернется к учебникам, картам, картинам и другим пособиям, которые включают в себя элементы методики. Особенно много таких элементов в учебниках.

Учебники — это не просто книги, а книги, составленные с учетом определенной программы и возраста учащихся. Каждый факт и пример, каждый вопрос глубоко продуман методически. Учебники создавались не сразу и вобрали весь прошлый опыт преподавания. Начинающий учитель, следуя учебнику, незаметно для себя учится методике преподавания и находит третий путь, самый трудный, — путь собственного опыта преподавания. Следовательно, можно сделать вывод, что каждому учителю кроме знания предмета необходимо умение его преподавать, изучить методы, способы и технологии, в нашем случае обучения географии.

Слово «методика» происходит от греческого слова «methodike», что значит путь, способ исследования. Методика преподавания географии в школе исследует проблемы целей обучения — чему учить, методов и форм обучения — как учить, средств обучения — с помощью чего учить, а также взаимосвязей усвоения знаний, умственного развития и воспитания учащихся. Она разрабатывает содержание школьного географического образования, которое включает четыре основных компонента. Отражающий социальный опыт: знания — опыт познавательной деятельности, умения — опыт овладения известными способами деятельности, опыт творческой деятельности — умения принимать решения в проблемных ситуациях и опыт эмоционально-ценностного отношению к миру — личностные оценки окружающей действительности.

Методика географии для разработки содержания школьного географического образования использует основы географической науки: основы физической географии с элементами геологии и картографии и основы экономической географии.

В основы физической географии включаются вопросы общей физической географии (общего землеведения), изучение которых должно привести к понятиям общих географических закономерностей: географическая зональность, географическая оболочка и т.д., и прогноз изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека.

В содержание экономической географии в настоящее время включены важнейшие понятия рыночной экономики, в связи с переходом народного хозяйства России на рыночную экономику.

Школьная география представляет собой дидактически сконструированный учебный предмет, обладающий обучающими функциями, которых нет в науке. Нельзя забыть и то, что в процессе изучения школьной географии формируются не только научные знания и умения, но также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.

Д. Финаров



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005