Методические материалы, статьи

Практические занятия в вузе. Их связь с лекционным курсом. Часть 1.

Практические занятия в высшей школе проводятся для того, чтобы повторить, закрепить в сознании студентов информацию, полученную ими на лекциях, и выработать соответствующие умения.

При этом соотношение лекций и практических занятий зависит главным образом от двух условий: практической значимости полученных знаний и количества часов, отведенных учебным планом на лекционный курс и практикум «по его следам». Если на практические занятия отведено значительно больше часов, чем на лекции, то информация одной лекции может закрепляться на нескольких практических занятиях. В то же время нужно учесть, что есть лекции, на которых студенты получают сугубо «теоретические» сведения. Например, о различных взглядах лингвистов на системные и нормативные явления русского языка. В таких случаях содержанию нескольких лекций может соответствовать одно практическое занятие.

Но в конечном итоге решение о временной соотнесенности лекций и практических занятий в каждом конкретном случае — компетенция самих преподавателей современного русского языка и других лингвистических дисциплин. И здесь допустимы разные решения, которые определяются лингвистическими и методическими воззрениями преподавателя.

Организация и технология практических занятий по современному русскому языку. Повторение, закрепление и углубление полученных на лекциях знаний осуществляется тремя методами: объяснительным (преподаватель дополняет и поясняет информацию лекционного курса), репродуктивным (студенты воспроизводят, иногда вариативно, и иллюстрируют лекционную информацию) и проблемным, или эвристическим (студенты отвечают на проблемные вопросы, решают проблемные задачи).

К выбору одного из методов нужно подходить прежде всего в зависимости от содержания теоретического материала, степени его сложности и уровня подготовки студентов к практическому занятию.

Если, к примеру, известное студентам по лекциям необходимо дополнить информацией, предполагающей поиск, то уместны соответствующие проблемные вопросы и задачи.

Так, на занятиях по теме «Суффиксальный способ образования существительных» могут быть такие поисковые задания:

  • Почему, по вашему мнению, при образовании названий людей по месту жительства большое распространение получили такие громоздкие и не очень благозвучные суффиксы, как -анин, -янин, -чанин (калужанин, пражанин, киевлянин, лъвовянин, ростовчанин, крымчанин и пр.) ?
  • Почему с такими суффиксами нельзя образовывать названия жителей от таких топонимов, как Петербург, Оренбург, Шлиссельбург ?

В зависимости от условий проведения практических занятий и характера содержательного материала по теме лекций решается вопрос и о целесообразности и значимости теоретической части занятия. Чем этот материал сложнее и чем он в то же время имеет большее значение для формирования соответствующих умений, тем больше времени уделяется его повторению, углублению и разъяснению на практических занятиях.

Вторая — «практическая» — часть характеризуемых занятий посвящена заданиям по формированию мыслительно-речевых умений студентов.

Методов по формированию таких умений, как уже говорилось, четыре: имитативный, оперативный, аналитический и коммуникативный.

Речевые действия в подражание образцу требуют от учащихся минимальной мыслительной и речевой активности. Поэтому такие приемы в наименьшей мере соответствуют условиям высшей школы.

Так, прием письменной имитации (спишите текст) здесь полностью исключается даже с элементами оперативного метода (... и расставьте недостающие знаки препинания). Спорадическое списывание на практических занятиях по русскому языку допустимо лишь как иллюстрации к системным и нормативным особенностям языка, когда нет возможности представить эти иллюстрации для всеобщего зрительного восприятия.

М. Успенский



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005