Методические материалы, статьи

Карта звездного неба или барабан шамана?

С момента открытия «небесного диска из Небры» (Himmelsscheibe von Nebra / sky disc of Nebra) прошло совсем немного времени; редкие печатные публикации появились лишь в научных изданиях, но сразу с оценками — «древнейшее изображение космоса», «находка века». В отличие от уже известных (к примеру, древнеегипетских) изображений небосвода дописьменной эпохи, на диске отражено реальное расположение астрономических объектов. В новом свете предстает, например, знаменитый Стоунхендж, часто именуемый «обсерваторией каменного века». Придется пересматривать многое в археологии, ставшее давно хрестоматийным. Словом — сенсация!

Криминальный роман

«Небесный диск из Небры» после реставрации, фото является собственностью Археологического ведомства земли Саксония-Анхальт

«Небесный», или «звездный диск» стал сенсацией еще до того, как попал в руки ученых. История открытия началась, как криминальный роман. Пролежав в земле более трех с половиной тысяч лет, в июле 1999 года диск вместе с другими ценными древностями был обнаружен грабителями кладов (в частности, они во время своей «работы» повредили бесценную находку ударом плотницкого молотка). Позже браконьеры от археологии начали подыскивать покупателя. В кругах любителей древностей передавались фотографии. Поползли слухи о раритете, он предлагался перекупщиками то в Берлине, то в Мюнхене. Один из посредников принес дюжину любительских снимков директору Берлинского музея первобытной и древней истории и предложил купить «клад» за миллион марок. Был назван и район, где нашли ценные предметы, а среди них — диск с изображением звездного неба…

Управляющему земельным археологическим ведомством доктору Харальду Меллеру все рассказали, и он был полон решимости вернуть предмет законному владельцу, то есть земле Саксония-Анхальт. Меллер взял на себя роль очередного «покупателя», вступив в рискованный диалог с укрывателями краденного. Чем не детективная история? Вскоре он вышел на посредника. Это была некая Бури-Байер, известная в качестве автора эзотерических романов. Многочасовая встреча состоялась в ее ресторанчике недалеко от Дюссельдорфа. За пивом с кальмарами обсудили детали и определили сумму — 380 тысяч евро. Завершить сделку решено было на швейцарской территории.

В ночь на 23 февраля 2002 года сильно опоздавший поезд подъехал к перрону базельского вокзала. Сильная пурга мешала доктору Меллеру хоть что-нибудь разглядеть сквозь запотевшее окошко такси. Уже в 6 утра в номере раздался звонок из местной полиции: «Операция началась, но разыскиваемая личность еще не установлена. Будьте на связи!» Сон как рукой сняло. Около десяти позвонила посредница: ровно в 11, «Хилтон», зал заседаний.

С собой Меллер захватил чемоданчик с прибором для химического экспресс-анализа. Решительным шагом миновав портье, Меллер пытался сориентироваться в огромном фойе шикарного отеля — неожиданно показалась Бури-Байер. Она повела его за собой по лестницам, ведущим вниз, потом по лабиринту коридоров подвального этажа. Сердце нашего детектива стучало так, что заглушало стук каблучков мадам.

В небольшом скудно освещенном баре их встретил настороженный взгляд сухощавого мужчины, уже через минуту он выложил на стол перед ними богато украшенный меч. Затем, расстегнув сорочку, извлек полотенце, в которое был завернут диск, и протянул его Меллеру. На изъеденной коррозией бронзе опытный взгляд выделил желтоватые пятна, знакомые по фотографии, рука почувствовала неожиданно большой вес (позднее выяснилось: чуть больше двух килограммов). «Подлинник!» — понял археолог. Сияние его глаз успокоило дельцов. В такой ситуации естественно было отойти на минуту и по мобильнику пробиться к полиции. Не успел Меллер вернуться, как шесть человек в штатском окружили стол переговоров…

«Небесный диск»

Пройдя через руки полицейских и следователей угрозыска в Магдебурге, «небесный диск» вместе с другими ценными находками из Небры «приземлился» наконец в Музее первобытной истории в Галле (Halle/Saale). Уже через месяц, в марте, экспонаты были представлены общественности на выставке. За три недели ее посетили 15 тысяч человек. Кто бы ни подходил к специально оборудованной витрине, местные жители или специалисты, никто не обманулся в своих ожиданиях. Небольшой и безыскусный в своей простоте предмет производил неизгладимое впечатление подлинности и значительности. Это был бронзовый диск диаметром более тридцати сантиметров с небольшой вмятиной и трещиной по одному из краев. На темно-малахитовом поле выделялись зеленовато-желтым матовым блеском изображения, которые воспринимались, как небесные объекты. Самый крупный из них, чуть смещенный от центра, напоминал Солнце. Круг был неполным, носил явные следы механических повреждений, но благодаря этому было видно, что он изготовлен из наложенного на основу пластинчатого золота. Другие фигуры создавали серп Луны, а рассыпанные по всему полю сантиметровые в диаметре кружки, напоминавшие звездочки, — картину ночного неба. По ободу с противоположных сторон — две дуги, впрочем, лишь одна выделялась достаточно ярко, поскольку была выполнена из того же пластинчатого золота, другая, как и недостающая часть большого круга, прослеживалась только по контуру на бронзе. Третья дужка, подобно сказочному челну, как будто слегка покачивалась в ночном эфире. В музейном зале царила некая восторженно-возбужденная атмосфера, и мало кто заметил небольшие отверстия, просверленные на равном расстоянии друг от друга почти по краю диска…

После выставки диск вместе с другими находками был помещен в сейф музейного запасника, где до сих пор день и ночь находится под бдительным оком видеокамеры, управляемой из Лейпцига. Полиция тем временем продолжила расследование. На одном из сайтов в Интернете был обнаружен выставленный к продаже металлоискатель. Почувствовав, что на сей раз добыча была слишком удачной и полиция идет по пятам, искатели кладов решили повиниться. Это оказалось весьма кстати, так как можно было выяснить место находки. Преступники же смогли частично смягчить свою вину.

Научные поиски оказались гораздо более продолжительными, но и увлекательными. Подлинность находки, ее происхождение, технология и время изготовления, трактовка изображений, функции диска и его значение для понимания далекого прошлого — на все эти и многие другие вопросы еще предстояло ответить. Исследованием «небесного диска» и сопутствующих находок занялись несколько научных учреждений под руководством наиболее крупных ведущих специалистов страны. Свои соображения высказывают и публикуют, пока главным образом в Интернете, и другие специалисты, а также любители. К сегодняшнему дню многое проясняется, хотя результаты осторожно именуются «предварительными».

Может, подделка?

Первостепенное значение имеет вопрос о подлинности диска. Ведь подвоха следовало ожидать не только со стороны специалистов по подделкам, которые всегда не прочь нажиться на лишних деньгах охотников за раритетами. В начале ХХ века одесские ювелиры изготовили немало «скифских древностей», которые до сих пор блистают чистым золотом в некоторых музеях и особенно в частных коллекциях. В случае с «небесным диском» следовало иметь в виду еще одно обстоятельство. В Германии тема языческих культов имеет своеобразный политический душок. Возможна была подделка, имевшая цель подкрепить идеологические спекуляции. Языческие культы преподносились гитлеровской пропагандой в качестве исконной религии «арийцев». Без исключения подобной родословной «звездный диск» не мог претендовать на признание научной общественности.

Подлинность столь уникального памятника, да еще обнаруженного вне места находки, проверить непросто. Логика и опыт вывели правило, согласно которому сравнительно нетрудно подделать почти любой в отдельности взятый элемент, но практически невозможно воспроизвести весь комплекс качеств исторического памятника, включая его историческое окружение. Соответственно, проверка подлинности археологического памятника во многом совпадает с его комплексным научным исследованием.

В июле 2002 года, менее чем через месяц после установления места находки, начались систематические раскопки на горе Миттельберг (252 метра) чуть выше городка Небра по течению речки Унштрут. Первые же недели работы подтвердили показания кладоискателей. Было найдено проделанное ими углубление в почти осыпавшемся земляном вале, а также разрушенное сооружение из камней, в котором хранились ценные предметы. Это было обнадеживающее начало.

По мере продвижения работ выяснилось, что три с половиной тысячи лет тому назад вершину опоясывал вал диаметром 160 метров. На важные вопросы при определении подлинности диска, в том числе о его возрасте, должен был ответить химический анализ. При этом следовало еще выяснить происхождение не совсем обычного малахитового цвета поверхности диска, а также состава самого металла. Исследование, проведенное профессором Перникой, установило, что бронза диска, несомненно, старше 100 лет. Дальнейшим основанием для оптимизма служил характер коррозии. Кроме того, химический анализ, в частности рентгенофлюоресцентный, показал, что сплав меди с оловом имеет сравнительно высокое содержание (0,7 %) мышьяка. Оно характерно для изделий эпохи ранней бронзы, но довольно трудно воспроизводимо сейчас. Эти и другие исследования подтвердили подлинность «небесного диска» из Небры.

Исследования продолжаются, многие вопросы ждут еще ответов специалистов. Диск сделан из меди с добавкой олова. Откуда поставлялся этот сравнительно редкий металл? Древнейшие разработки олова известны примерно с 2500 года до новой эры. Но они находятся в Узбекистане и Таджикистане. Мог ли этот компонент попасть оттуда, проделав путь в несколько тысяч километров? Залежи в Корнуолле (Британия) стали использоваться гораздо позднее.

Был диск отлит или откован? Похоже, что вначале была отлита круглая заготовка в виде блина в сантиметр толщиной, которая затем расплющивалась, спрессовывалась и разравнивалась ударами молота. Это выдают трещинки по тонкому в сравнении с центральной частью краю. В результате толщина диска в центре составляет 4,5 миллиметра, а по периметру — примерно 1,5 — 1,7 миллиметра. Диаметр диска составляет 32 сантиметра.

Необычный зеленый цвет придал бронзе малахит. Как выглядел диск после изготовления, судить трудно. По одной из версий, поверхность диска сразу после шлифовки натерли тухлыми яйцами, придавшими ей лилово-черный блеск. На ночном небе резко выделилось золото светил. Но если главным объектом является Солнце, то бронза, возможно, была лужена оловом. Начищенный диск должен был в солнечный день отражать лучи благодатного светила, а в ночи сиять магическими отблесками звезд, Луны и костра.

Анализ золота пластинок, которое пошло на инкрустацию, также подтверждает подлинность «небесного диска».

Как крепились золотые пластинки? Техника пайки появилась гораздо позднее (в греко-римской античности), чем были изготовлены предметы клада из Небры. Элементы, вырезанные из заранее отлитых золотых пластин толщиной примерно 0,4 миллиметра, крепились к самому бронзовому диску посредством инкрустации. При увеличении и боковой подсветке хорошо видны следы заделки краев золотых пластинок в наклонные желобки, приготовленные заранее с помощью резца. Правильная форма диска и двух дуг, их симметричное расположение — свидетельство использования циркуля. Можно предположить, что золото для аппликаций могло быть намыто из речного песка на месте, в Тюрингии.

Изучение продолжается, хотя подлинность диска уже не вызывает сомнений. Один из решающих аргументов, как ни странно, носит экономический характер. Если предположить, что нашлась бы группа специалистов высшей квалификации, которые решились с применением новейшей технологии создать подделку такого качества, воспроизведя еще и археологический комплекс на Миттельберге (что вообще трудно себе представить), то стоимость такой работы была бы несопоставима с ценой, за которую были вначале проданы все находки (30 тысяч немецких марок).

Что изображено на диске?

А ведь вместе с «небесным диском», при всей исключительности его значения, были найдены предметы, которые и сами по себе составили бы славу любому археологическому памятнику: два меча, две секиры, зубило и обломки двух спиралевидных бронзовых украшений для рук. Криминалистическая экспертиза, в частности, исследование остатков почвы на предметах, не оставляет сомнений в том, что эти предметы и диск находились в одном месте. Мечи, собственно, и дали возможность датировать находку временем ранней бронзы, примерно 1600 годом до новой эры. Ручки выполнены в характерной для Средиземноморья технике инкрустации золотом. Ранее подобные украшения находили лишь в греческих Микенах и в Анатолии. С другой стороны, форма мечей имеет аналогии в современных Румынии и Венгрии. Где все это было сделано, покажут дальнейшие исследования.

Что изображено на диске? Общий мотив не вызывает сомнений. На поверхности неба — астрономические объекты. Расположение их не случайно. По мнению В. Шлоссера, шестигранник с обозначенным центром семизвездия — это Плеяды. Остальные звезды (сохранилось 29 из 32) идентифицировать невозможно, они, очевидно, служат художественным фоном для этого созвездия. Плеяды имели в древности особое значение для земледелия и мореплавания, это отражено в античной литературе. Шлоссер обратил внимание на то, что Плеяды так расположены по отношению к Луне во второй четверти, как бывает за неделю до лунного затмения. Похоже, что взаиморасположение светил выбрано преднамеренно: значит, люди к моменту изготовления диска из Небры уже многие поколения наблюдали данное явление и знали некоторые закономерности движения небесных тел.

По-видимому, обе дуги (одна утрачена) изображали горизонт. Если в период с летнего до зимнего солнцестояния, то есть с 21 июня до 21 декабря, люди с вершины Миттельберга наблюдали восходы и закаты Солнца, фиксируя соответствующие точки, то их совокупности составляли каждая по 82,5 градуса горизонта. Примерно такую часть окружности диска и занимает каждая дуга. Таким образом, изображения на диске связаны с наблюдениями человека за Солнцем. Третья дуга, сильно изогнутая, прочерчена двумя параллельно проходящими линиями. Х. Меллер считает, что это барка, лодка. По мнению Меллера, солнечная барка прекрасно вписывается в общую картину диска, напоминающую древнеегипетские представления о Солнце как божестве. После заката на западе светило возвращалось на барке по ночному небу к месту своего утреннего восхождения. Если это действительно так, то на «небесном диске» впервые появляется символика, отражающая важнейшие мифологические представления Центральной Европы эпохи бронзы. Причем совокупность символов на диске из Небры передает непонятную ранее логику солярной мифологии.

Впрочем, В. Шлоссер допускает и иное толкование. Если перевернуть диск на 180 градусов, можно усмотреть в сильно изогнутой дуге Млечный Путь. Не исключено, что на ночном небе изображено только Солнце, в том числе в моменты затмений или, напротив, только Луна при затмении или в разных фазах.

Очень важно, что взаиморасположение астрономических объектов на диске очень хорошо привязывается к окружающей местности. С горы тогда, как и сегодня, открывался захватывающий вид. С запада на вечернем небосклоне светятся покрытые лесами невысокие горы Кифхойзер. Как раз 1 мая солнце садится за их самую большую вершину Кульпенберг, а 21 июня, в день летнего солнцестояния, оно заходит за самую большую вершину Гарца гору Брокен. Все это трудно принять за случайность, особенно если учесть, что 1 мая отмечался кельтами как праздник «Белтайн», а ночь на 1 мая, когда, согласно немецким народным поверьям, ведьмы слетаются на свой шабаш на поляну Блоксберг на Брокене, и есть знаменитая Вальпургиева ночь.

Специалистов не удивляет выбор столь точного места для наблюдений. То же характерно и для других «обсерваторий» новокаменного и бронзового веков от Шотландии до Эгеиды. Понятно и расположение святилища именно в этом районе центральной части Германии. Недалеко, в Лойбингене (Тюрингия) и Хельмсдорфе (Саксония-Анхальт), найдены захоронения вождей эпохи ранней бронзы. Регион был богат благодаря чернозему, соляным разработкам, а возможно, и торговле металлом.

Обсерватория?

Увязка места находки с изображением — самая уникальная и важная особенность диска из Небры. И понятно, почему. В распоряжении палеоархеологов впервые оказалась «обсерватория» вместе с «инструкцией» для пользователей. Это пособие, надеются палеоастрономы, может оказаться полезным также для понимания других давно известных памятников, как Стоунхендж, Экстернштайне или Ньюгрэнж (Ирландия).

Но это не все. В летний сезон 2003 года начались раскопки «обсерватории» Гозек в округе Вайсенфельз все той же Саксонии-Анхальт. Необычное концентрическое сооружение диаметром 75 метров служило людям новокаменного века святилищем, где фиксировался день зимнего солнцестояния. Есть указание на человеческие жертвоприношения. Возраст этого центра солнечного культа — около пяти тысяч лет, а находится он всего в каких-нибудь 25 километрах от Миттельберга.

Однако, когда мы говорим об «обсерваториях» каменного или бронзового веков (слово не случайно закавычено), нельзя представлять себе их в нашем понимании. Этнологи обращают внимание на весьма существенные различия мышления первобытного и современного человека. Постройки носили культовый характер, а все действа были ритуалами, имевшими магическое назначение.

С этих позиций весьма убедительно еще одно толкование «небесного диска» — как основания шаманского барабана. Этим объясняются проделанные по окружности около 40 (сохранилось 38) мелких отверстий диаметром около 2,5 миллиметра. В рамках этой гипотезы третья дуга должна представляться не небесной баркой и не Млечным Путем, а радугой, по которой заклинатель в состоянии экстаза «поднимался» на небо и «возвращался» оттуда к соплеменникам (У. Суприан).

При изучении подобных памятников, когда практически отсутствуют письменные свидетельства, исследователи проявляют особую осторожность — не торопятся с окончательными выводами. Непросто сохранять в поле зрения невидимые, однако существенные границы между научно установленным и лишь на первый взгляд совершенно очевидным, документированным и воображаемым, желаемым и действительным.

Ученые планируют новый полевой сезон и продолжают свои изучения в тишине лабораторий. Составляется исчерпывающий каталог находок на Миттельберге, где будут представлены фотографии и результаты исследований. Его публикация будет приурочена к междисциплинарному коллоквиуму по изучению диска из Небры, который состоится в конце 2004 года.

Яков Межерицкий



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005