Методические материалы, статьи

Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста. Часть 2.

При подготовке к выразительному чтению целесообразно использовать частные приемы:

  • сравнение двух вариантов выразительного чтения одной реплики, фразы, строфы, одного произведения и обоснование своего выбора;
  • сопоставление реплики персонажа и авторской ремарки, сравнение внутреннего состояния героя и содержания его речи;
  • сравнение авторских ремарок, вводящих речь персонажа, с целью проследить динамику внутреннего состояния героя на протяжении диалога;
  • «защита» трактовки роли при подготовке к чтению по ролям;
  • составление партитуры чтения, разметка текста.

Рассмотрим наиболее типичные вопросы и задания, выделив цель, которую они преследуют.

  • Выявление динамики эмоций. В какой момент изменится интонация при чтении и почему? С одинаковой ли интонацией вы будете читать начало описания (абзаца) и его конец? Сравните авторские ремарки, как меняется настроение персонажей в ходе диалога? Как вы покажете в чтении смену настроения? Где и почему необходимо сделать паузу? Какой темп чтения вы выберете и почему? Будет ли меняться темп в ходе чтения и почему? Надо ли читать реплики разных персонажей одинаковым тембром голоса и почему? Как изменится интонация в зависимости от того, какого ответа ожидает герой на свой вопрос? С одинаковой ли интонацией надо читать повторяющиеся строчки и почему?
  • Выявление настроения, мотивов поведения персонажа. Сравните прямую речь героя и авторские ремарки. Что герой чувствует и что он говорит в этот момент? Совпадает ли его внутреннее состояние и поведение? Прочитайте реплику героя дважды с разной интонацией и выберите наиболее верный вариант чтения.
  • Выявление точки зрения, с которой ведется повествование. От чьего имени ведется повествование? Чьими глазами «увидено» данное событие? Чью точку зрения надо передать в чтении? Как произносит свою реплику герой и какой смысл вкладывает в эти слова автор? Совпадает ли отношение к событиям рассказчика и автора? Одинаково ли относятся к персонажу герои и автор? Прочитайте данную фразу дважды, передавая сначала позицию героя, а затем позицию автора.

Очень важно учить детей анализировать выразительность собственного чтения и чтения товарищей. Ученикам начальных классов бывает трудно сформулировать, что именно их не устраивает в чтении, поэтому целесообразно предложить им отмечать по ходу чтения те реплики, фразы, строфы, которые они прочитали бы по-другому, дать возможность прочитать этот отрывок по-своему, а затем уже объяснить, с чем именно в чтении товарища ребенок не согласен. Такой путь легче и для самого ребенка, и для слушателей, поскольку у учеников появляется материал для сравнения.

Можно использовать такой методический прием, как «игра в режиссера». В классе, как в театре, проходит репетиция, роли распределены, все, кто не читает вслух, исполняют роль режиссера. Они имеют право в любой момент поднять руку и остановить репетицию, если не согласны с интонацией прочитанной фразы. Режиссер дает актеру совет, может продемонстрировать, как, с его точки зрения, нужно прочесть. Учитель выступает в роли арбитра, с помощью класса определяет, насколько правомерны замечания режиссера. Этот прием помогает организовать работу всего класса, учит детей прислушиваться к мнению товарища, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к чужой позиции. Завершается урок выразительным чтением всего произведения.

М. Воюшина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005