Подготовка к уроку чтения. Часть 2.
Современный урок чтения имеет следующую структуру и содержание. Цель: тренировать технику чтения и формировать умение анализировать произведение.
- Оргмомент (цель: мотивация к учебным действиям чтения и слушания).
Характеристика учебных действий. Вопросы по домашнему заданию. Организация проблемной ситуации для определения цели данного урока: что читали на предыдущем уроке, зачем читать книги и т. п.
- Подготовка к чтению (цель: настроить на восприятие нового текста).
Характеристика учебных действий. Беседа по теме, близкой к идее произведения, для актуализации опыта учеников. Словарная работа: выписать на доску трудные слова, прочитать их вместе, обсудить значения
- Первичный синтез (цель: тренировать навык чтения, слушания, понимания).
Характеристика учебных действий. Чтение художественного произведения либо учителем, либо хорошо читающими учениками. Выяснение уровня понимания текста учениками (1 — 2 вопроса, связанных с идеей произведения). Беседа и фиксация учителем первичного представления учащихся об идее текста на доске
- Анализ текста (цель: формировать умения анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора, выражать понимание его интонационно).
Характеристика учебных действий. Повторное чтение «отрезками» (по ходу чтения корректные исправления учителем ошибок) и выделение композиционных частей текста, важных для сюжетной линии (короткая беседа о содержании), обозначение отношений между персонажами, наблюдение за развитием действия, определение конфликта. Беседа для выяснения характеров персонажей (через описание их внешности, «говорящих» фамилий, их речь и поступки). Прояснение ведущих черт характера героев. Подтверждение этого чтением цитат из текста. Подведение к самому напряженному моменту сюжета (кульминации), разрешающего основной конфликт. (Самостоятельность увеличивается по мере приобретения умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и т.п.)
- Вторичный синтез (цель: формировать умение обобщать понятое, умение формулировать идею произведения и доказывать свою точку зрения).
Характеристика учебных действий. Беседа по обобщению характерных черт героя (персонажей) на основе отношения к конфликту произведения. «Восстановление» замысла автора, идеи произведения на основе характеристики героев через описание внешности, поступков, особенностей речи, отношение к ним автора; выяснение доводов учеников на основе обращения к цитатам из текста.
- Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора).
Характеристика учебных действий. Выявление уровня понимания прочитанного текста. Сравнение представлений об идее на этапе первичного (записано на доске) и вторичного синтеза (высказано вслух). Оценивание работы учащихся на уроке: техника чтения (беглость — в последнюю очередь) и умение приводить доказательства
- Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений).
Характеристика учебных действий. Предлагается (в зависимости от произведения и темы урока) либо читать дальше, продолжая подбор аргументов из текста, либо написать мини-сочинение. Ученики формулируют задачу: «При выполнении задания я буду тренировать умения делать ..., находить ..., определять ... в тексте»
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение — один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы