Методические материалы, статьи

Подготовка к уроку чтения. Часть 2.

Современный урок чтения имеет следующую структуру и содержание. Цель: тренировать технику чтения и формировать умение анализировать произведение.

  • Оргмомент (цель: мотивация к учебным действиям чтения и слушания).

Характеристика учебных действий. Вопросы по домашнему заданию. Организация проблемной ситуации для определения цели данного урока: что читали на предыдущем уроке, зачем читать книги и т. п.

  • Подготовка к чтению (цель: настроить на восприятие нового текста).

Характеристика учебных действий. Беседа по теме, близкой к идее произведения, для актуализации опыта учеников. Словарная работа: выписать на доску трудные слова, прочитать их вместе, обсудить значения

  • Первичный синтез (цель: тренировать навык чтения, слушания, понимания).

Характеристика учебных действий. Чтение художественного произведения либо учителем, либо хорошо читающими учениками. Выяснение уровня понимания текста учениками (1 — 2 вопроса, связанных с идеей произведения). Беседа и фиксация учителем первичного представления учащихся об идее текста на доске

  • Анализ текста (цель: формировать умения анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора, выражать понимание его интонационно).

Характеристика учебных действий. Повторное чтение «отрезками» (по ходу чтения корректные исправления учителем ошибок) и выделение композиционных частей текста, важных для сюжетной линии (короткая беседа о содержании), обозначение отношений между персонажами, наблюдение за развитием действия, определение конфликта. Беседа для выяснения характеров персонажей (через описание их внешности, «говорящих» фамилий, их речь и поступки). Прояснение ведущих черт характера героев. Подтверждение этого чтением цитат из текста. Подведение к самому напряженному моменту сюжета (кульминации), разрешающего основной конфликт. (Самостоятельность увеличивается по мере приобретения умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и т.п.)

  • Вторичный синтез (цель: формировать умение обобщать понятое, умение формулировать идею произведения и доказывать свою точку зрения).

Характеристика учебных действий. Беседа по обобщению характерных черт героя (персонажей) на основе отношения к конфликту произведения. «Восстановление» замысла автора, идеи произведения на основе характеристики героев через описание внешности, поступков, особенностей речи, отношение к ним автора; выяснение доводов учеников на основе обращения к цитатам из текста.

  • Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора).

Характеристика учебных действий. Выявление уровня понимания прочитанного текста. Сравнение представлений об идее на этапе первичного (записано на доске) и вторичного синтеза (высказано вслух). Оценивание работы учащихся на уроке: техника чтения (беглость — в последнюю очередь) и умение приводить доказательства

  • Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений).

Характеристика учебных действий. Предлагается (в зависимости от произведения и темы урока) либо читать дальше, продолжая подбор аргументов из текста, либо написать мини-сочинение. Ученики формулируют задачу: «При выполнении задания я буду тренировать умения делать ..., находить ..., определять ... в тексте»

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение — один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005