Методические материалы, статьи

Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе. Часть 1.

Взгляд общества на учителя психологии как на учителя, несущего особые знания — психологические, т.е. знания о самом тонком, нежном и важном в человеке, соединяя доказательность научного знания с яркой гуманитарной направленностью, за многие десятилетия присутствия психологии в школе был точно таким же, как и на учителя любой другой дисциплины.

Хотя, например, в начале XIX в. о педагогах, их высокой общественной миссии говорили вообще мало.

В начале XX в. основным требованием к учителю психологии было прекрасное знание предмета, любовь к науке, и лишь немногие писали об особой роли учителя психологии.

Сочувственное отношение к учащимся со стороны учителя выразилось в желании педагога услышать «обратную связь» от семинаристов по поводу проведения своих уроков и использованных приемов: «голос воспитываемых может быть иногда весьма поучительным и стоящим, чтобы его выслушать».

Вопрос о кадрах, их подготовленности относился к традиционным для учебного предмета психологии, и так же традиционно решался. Итак, кто он — учитель психологии? Какой он? Где готовить учителей психологии? В 1940-1950-х годах ответы на эти вопросы звучали так:

«Учитель-психолог должен обладать достаточным психологическим образованием и быть в курсе новейших достижений советской психологической науки»;

«Для успешного преподавания психологии необходимо не только знание предмета и наличие общих методических навыков преподавания. Не менее важны любовь к этому предмету, живой интерес к нему и умение передать эти качества ученикам... Правильнее привлечь преподавателей гуманитарных дисциплин, которые проявляют интерес к этому предмету и охотно возьмутся за его преподавание в средней школе»;

«Учитель-психолог должен быть основательно сведущ в вопросах теории познания, физиологии, художественной литературы и так далее... Он должен уметь своевременно извлечь из запаса своих знаний актуальный и применимый к данному случаю пример, уметь разобраться в многочисленных примерах, приводимых самими учащимися»;

«Для преодоления упрощенчества при преподавании психологии учителю необходимо постоянно работать над повышением своей квалификации, расширением и углублением своих знаний и, в частности, хорошо знать публикуемые у нас работы по психологии» ;

«Учителя психологии должны неуклонно следовать большевистскому принципу партийности в науке, разоблачать всякие попытки протащить в советскую психологию порочные идейки зарубежной психологии, всякие попытки ревизовать марксистско-ленинское учение о психике и сознании».

Предлагалось привлекать к преподаванию психологии в школе, кроме учителей гуманитарного цикла в качестве совместителей, тех, у кого нет достаточной нагрузки, кадры квалифицированных психологов, работающих в научно-исследовательских институтах и вузах. Для учителей-непсихологов рекомендовали устраивать хотя бы краткосрочные курсы по психологии при пединститутах.

Проблема выбора возрастной параллели, где учащиеся были бы готовы к восприятию психологического содержания, была решена в пользу 9-го класса. Психология находится в разделе дисциплин, завершающих общеобразовательное обучение. Ученики уже подготовлены, в известной мере, к этому ранее усвоенными знаниями по некоторым дисциплинам, в первую очередь по анатомии и физиологии человека. «Физиология человека непосредственно примыкает к психологии и является одной из важнейших основ для материалистического понимания психических процессов». Во-вторых, уроки литературы способствуют развитию психологического анализа и некоторых знаний о характерах, типах, деятельности и сознании людей. Школьный курс истории также готовит старшеклассников к усвоению психологических знаний о личности в ее историческом развитии в единстве с развитием народных масс и т.п.

Н. Стоюхина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005