Методические материалы, статьи

Особенности методики изучения географии в VI классе. Курсы «Окружающий мир» и «Природоведение».

Систематическому изучению географии в VI классе предшествуют курсы «Окружающий мир», в начальной школе (I-IV классы), и «Природоведение» (V класс). Изучение курса «Окружающий мир» осуществляется в I-IV классах. В этом курсе учащиеся знакомятся наряду с происхождением письменности, алфавита с появлением географической карты, узнают о сезонных изменениях в природе, временах года, изменениях погоды, жизни растений и животных. В курсе «Краеведение» изучаются особенности природы родного села или города, памятники архитектуры и достопримечательности родного края, особенности культурного наследия, тем самым прививается патриотическое отношение к родному краю.

Содержание курса «Природоведение» в V классе существенно изменилось в связи с переходом на четырехлетнюю начальную школу. Теперь это новый этап систематической естественно-научной подготовки учащихся в средней школе, т.е. пропедевтический курс. Природоведение подготавливает к сознательному усвоению физической географии, биологии, физики и химии.

Курс «Природоведение» рассматривает Землю как одну из планет Солнечной системы. Учащиеся получают первые представления о Солнечной системе и космосе; знакомятся с особенностями движения Земли и причинами смены дня и ночи, а также сезонов года. Здесь необходимо знакомство с глобусом — моделью Земли. Очень важны опыты с глобусом и источником света. У учащихся формируются важные для последующего изучения географии понятия о горизонте, сторонах горизонта, что позволяет подвести их к понятию о планах и карте. Практические работы включают определение по компасу основных направлений на местности (уже известных из начальной школы): учатся находить Полярную звезду.

Курсом «Природоведение» в V классе предусматривается изучение свойств компонентов природы Земли и условий внешней среды, рассматриваются такие природообразующие компоненты как воздух — вода — горные породы — почвы — растения — животные. Углубляются и расширяются понятия о живой и неживой природе, которые получены в начальной школе. Изучаются физические свойства воздуха, изменение его объема при нагревании и охлаждении, нагревании воздуха от поверхности Земли. Проводятся наблюдения за погодой. В теме «Вода» учащиеся знакомятся со способами перемещения воды в природе (круговоротом), узнают, в каких агрегатных состояниях бывает вода. Учащиеся знакомятся с эрозионной и аккумулятивной работой воды в природе; с вопросом о рациональном использовании воды и ее охране.

Темы «Горные породы» и «Почвы» знакомят учащихся с твердым веществом, слагающим земную кору, — это горные породы (гранит, кварцит, базальт и др.), а также минералы и полезные ископаемые. Поверхностный слой земной коры представлен почвами, которые, обладая плодородием, дают жизнь растениям, животным и людям. Почвы требуют поддержки, обработки и охраны. С целью ознакомления с горными породами и почвами рекомендуется проведение экскурсии.

На основе знаний местной природы учащимся даются общие понятия о рельефе (равнины и холмы, овраги и горы), важнейших горных породах и полезных ископаемых, круговороте воды в природе, некоторых видах растений и животных.

Учащиеся получают представление о природных зонах на примере особенностей природных ландшафтов России и особенностях жизнедеятельности человека в различных природных зонах. В содержании курса четко прослеживается его экологическая направленность. Очень важно формирование понятий о взаимосвязях между органическим миром и внешней средой.

Отдельные темы курса объясняют учащимся, что, оберегая природу своего края, можно сохранить природу России, и многие люди всех стран мира заботятся и борются за «здоровье» Земли. Значительная часть курса природоведения строится на краеведческой основе. Летние задания включают систематические и единичные наблюдения в природе.

Д. Финаров



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005