Методические материалы, статьи

Основы дидактической теории обучения географии.

Наиболее целостная теория процесса обучения создана И . Я. Лернером и его последователями (1982, 1989). По этой теории процесс обучения представляет собой целенаправленную смену учебных задач в ходе взаимодействия учителя и учащихся для последовательного развития свойств личности ученика в результате усвоения им содержания образования. В соответствии с этой теорией процесс обучения географии включает следующие элементы:

1. Мотивы взаимодействия учителя и учащихся, без которых учебная деятельность невозможна.

2. Цели обучения — разностороннее развитие личности, формирование географической культуры учащихся как части общечеловеческой культуры.

3. Содержание образования, ориентированного на достижение этих целей, определяемое программами и содержащегося в учебниках.

4. Совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение содержания образования.

5. Механизм усвоения учащимися содержания образования.

6. Организационные формы учебного процесса.

7. Результат обучения, требующий оценки и диктующий очередной шаг обучения.

Процесс обучения может осуществляться только при наличии всех указанных элементов.

При планировании темы урока учитель определяет реальные цели учебного процесса: образовательную, развивающую и воспитывающую. Ему необходимо внимательно рассмотреть мотивы и потребности учащихся данного возраста, спланировать ожидаемый результат по каждой смысловой или структурной части урока.

В соответствии с главной целью образования в содержании каждого урока должны быть включены все четыре компонента образования: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Необходимость обязательного включения всех четырех элементов образования была обоснована И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным .

Первоначальное усвоение знаний достигается с помощью объяснительно-иллюстративного метода, направленного На передачу готовой информации. Опыт творческой деятельности приобретается в ходе овладения умениями и применением их при решении проблем (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы).

Эффективность процесса обучения основана на учете следующих показателей:

1. Системность знаний.

2. Овладение способами деятельности или умениями.

3. Умения творчески применить знания и умения.

4. Сформированность эмоционального ценностного отношения к миру.

На первоначальном этапе усвоения географических знаний у учащихся выстраивается цепь чувственно-наглядных образов и представлений о предметах и явлениях. На последующем этапе одновременно с ними формируются понятия. Понятия, являющиеся формой абстрактного мышления и отражающие сущность предметов и явлений, тесно связаны с представлениями. Абстрактное мышление при усвоении понятий выражается словами или схематическими изображениями. Усвоение знаний, умений и навыков представляет собой интенсивный процесс и сопровождается развитием умственных способностей учащихся и их познавательного интереса. Одновременно с формированием знаний происходит усвоение опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающему миру.

В современной дидактике наиболее прогрессивным является личностно-деятельностный подход. В концепции учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова ученик рассматривается как субъект познания, а сам образовательный процесс не как просто трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей. Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание ее учащимися. Следовательно, источник развития содержится в специально сконструированном обучении. Выражение, сформулированное еще К. Д. Ушинским, «учить учиться» ясно отражает сущность задачи. Вместе с тем, в концепции В. В. Давыдова целью образования является не просто познание окружающего мира, а присвоение учениками общественно-исторического опыта, накопленного человечеством (знания, общественные ценности, нормативы и социально-значимые ориентиры). Успех обучения и развития школьников определяется не только хорошо организованным обучением, но также их субъективным опытом. Ученик в процессе обучения приобретает опыт творческой деятельности, в первую очередь лично-значимые признаки познаваемых объектов.

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005