О методике обучения изобразительному искусству. Часть 2.
Можно с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеником. Здесь важно отметить и то обстоятельство, какое образование имеет сам педагог. Желательно, чтобы руководитель студии ИЗО имел бы высшее художественное образование, участвовал в различных творческих выставках и наконец, опыт работы в дополнительное время. Повышение педагогического мастерства неразрывно связано с любовью педагога к своей деятельности. Преподавание требует такой же любви и страсти, как вообще всякое искусство.
Многие боятся избрать профессию педагога только потому, что создали себе ложное, предвзятое мнение о ней. «Что здесь может быть интересного и увлекательного? — говорят они. «Только необходимость заставляет учителя заниматься этим. То ли дело — творческая работа художника!»
Иногда им вторят и учителя-неудачники, разочаровавшиеся в своей профессии. Они думали, что работая с детьми смогут быстро завоевать их любовь и уважение и будут беспрестанно видеть их признательность и благодарность. Но практика работы показала им и другое, и они пришли к выводу, что дети отличаются особенной неблагодарностью и что труды их напрасны. Но для такого человека, с таким отношением к работе, и труд художника будет каторгой.
Между тем работа педагога, когда он бескорыстно отдает себя детям, полна захватывающего интереса и приносит человеку огромное наслаждение. Здесь также бывают взлеты творческой фантазии, вдохновение, радости и огорчения. Высокая цель делает труд педагога желанным и необходимым. Стремясь передать ребятам радость творчества, научить их своими руками создавать красоту, педагог начинает познавать прелесть искусства преподавания, его неисчерпаемые возможности; он испытывает наслаждение от управления педагогическим процессом, от силы его воздействия; он радуется малейшему успеху своих учеников, их способностям воспринимать, познавать и творить. Увлекательная задача — как продвинуть дальше, вперед своих учеников — не покидает его ни в часы работы, ни в часы отдыха, он уже не может остановиться на достигнутом. В этом ему помогает организация детских выставок, конкурсов, фестивалей детского творчества.
Такое состояние, конечно, приходит не сразу, оно возникает порой в самый неожиданный момент, и когда оно приходит, то просто поражает, в особенности такого человека, который всегда смотрел на педагогическую работу как на скучное, однообразное дело.
Как известно, И. Е. Репин без большой охоты взялся за педагогическую работу, но когда он с ней познакомился ближе, то говорил о ней с восхищением: «Группа моих учеников — очень милые молодые люди, общение с ними, общее наше стремление составляет теперь самое лучшее из моих развлечений»
Конечно, одной любви к педагогической профессии недостаточно, чтобы овладеть методикой.
Методическое руководство при обучении разных направлений изобразительного творчества помогает ребенку быстрее усвоить правила построения реалистического подхода, разобраться в закономерностях строения натуры. В результате правильно проводимого обучения учащиеся студии ИЗО быстрее привыкают к самостоятельности, у них повышается интерес к знанию, к науке, рождается стремление к дальнейшему совершенствованию в творчестве. А все это говорит о том, что педагогу, помимо умения хорошо владеть мастерством, необходимо еще хорошо изучить те формы и методы обучения, которые дают наилучшие результаты.
Можно смело сказать, что ни в какой другой области педагогики методы обучения и взгляды на его задачи не представляют столь разнообразной и противоречивой картины как в области преподавания искусства и в особенности в области преподавания изобразительного искусства.
Современная методика преподавания ИЗО была выработана не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы мнений, смены художественных направлений, изменения принципов обучения.
Для успешного овладения методикой в первую очередь необходимо критически использовать все лучшее, что было достигнуто за предыдущие эпохи.
См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги