Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Аудирование. Часть 3.

Несмотря на то, что аудирование является сложным видом речевой деятельности, оно обладает свойствами, облегчающими обучение. К резервам, помогающим воспринимать звучащую речь, относятся:

  • избыточность устной речи — повторы, толкование, дающее время на отделение основной информации от дополнительной;
  • наличие в устном сообщении до 40% экстралингвистических средств — мимика, жесты, паузы;
  • паузы во время говорения, которые дают возможность осмыслить воспринимаемое;
  • разница во времени, необходимая, чтобы понять и сказать;
  • способность слушающего опережать говорящего в выявлении еще не высказанной информации, т. е. умение прогнозировать развитие высказывания;
  • умение слушающего отбирать нужную информацию.

При обучении аудированию важно знать и учиться преодолевать трудности, осложняющие восприятие звучащей речи. Среди них выделяют три группы.

1. Трудности, связанные с условиями речевосприятия:

  • однократность предъявления информации, отсутствие возможности вернуться к высказыванию и пословно проанализировать его;
  • темп, задаваемый информантом (часто быстрый в устной речи) и необходимость быстрой реакции на услышанное;
  • понимание людей с различными голосовыми характеристиками (разной силы тембра), разной произносительной манерой, в которой могут быть индивидуальные отклонения от нормы;
  • отсутствие зрительных опор при восприятии механической речи — радио, фонозаписи;
  • несовпадение паралингвистических компонентов в разных языковых культурах.

2. Трудности восприятия языковой формы:

  • фонетические, объясняемые расхождением между графическим и акустическим обликом слова в разговорной речи (вход [фхот]; пожалуйста [пажалсть]);
  • лексические, в случаях распознавания омофонов (плод — плот), омонимов (класс животных — школьный класс), лексико-семантических вариантов многозначных слов (тяжелый предмет — тяжелый больной); паронимов (невежа — невежда), имен собственных;
  • ритмико-интонационные, возникающие когда интонация выражает подтекст;
  • транспозиционные, связанные с экспрессивной и стилистически окрашенной речью («Как мы отдохнули?» в значении «Как вы отдохнули?»).

3. Трудности, связанные с пониманием смысла высказывания. К ним относятся:

  • трудности фактического содержания, связанные с пониманием того, что произошло, где, когда, с кем и т. п.;
  • понимание логики высказывания — связей между событиями, фактами (причинно-следственных, временных, условных и др.);
  • осознание коммуникативного задания, общей идеи, мотивов аудитора;
  • формирование своей позиции к услышанному, его критического восприятия.

Успех овладения аудированием зависит от развития механизмов восприятия звучащей речи, от умений преодолевать трудности усвоения речи на слух. Уровень зрелости аудирования определяется точностью, полнотой и глубиной понимания звучащей речи. В соответствии с этим строится система упражнений для обучения аудированию, учитывающая объективное отражение характера формулируемой речевой деятельности, последовательность становления речевых навыков и умений, порядок нарастания языковых и операционных трудностей. По структуре система упражнений делится на две группы.

1. Предречевые, или тренировочные, упражнения, составленные с учетом специально подобранных изолированных трудностей. Они направлены на снятие психологических и лингвистических затруднений, развивают фонематический и интонационный слух. К ним относятся фонетические, лексические и грамматические механизмы аудирования.

2. Речевые упражнения. Представляя собой уже управляемую речевую деятельность, они обучают полноте и глубине восприятия аудиотекста в ситуациях, максимально приближенных к реальному общению. Речевые упражнения рассчитаны на развитие языковой догадки, механизма вероятностного прогнозирования, механизма осмысливания.

С. Вишнякова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005