Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Письмо. Часть 3.

Перед теми, кто учится за рубежом (например, школьники), чаще всего ставится задача уметь писать частные бытовые письма. Для студентов-иностранцев, обучающихся в России, важно уметь записывать лекции, конспектировать учебную литературу по специальности, писать курсовые работы, возможно, выступать с докладом. В соответствии с целями обучения перед студентами ставятся задачи научиться: составлять план, тезисы, конспект; писать аннотацию, резюме, рецензию, рефераты, курсовую и дипломную работы. Для людей, профессионально связанных с партнерами в зарубежных странах, важно вести деловую переписку, а значит, владеть особенностями делового письма: дипломатического, промышленного или коммерческого.

Общение людей разных стран требует знания лингвистических основ письменной речи — особенностей разножанровых текстов. К ним относятся:

  • владение необходимым объемом лексического и грамматического материала;
  • умение оперировать им в письменной форме;
  • умение оформлять его в соответствии с принятой в русском языке традицией.

Для обучения оперированию подготовленным лексико-грамматическим материалом используются специальные речевые упражнения: диктанты, изложения, сочинения. Эти виды речевых упражнений характерны для первого этапа обучения письменной речи.

Диктанты бывают свободные и творческие, т. е. такие, которые вырабатывают способность самостоятельного составления письменного текста. Это не диктанты в полном смысле слова.

При свободном диктанте ставится задача записать текст своими словами после однократного прослушивания по частям. Объем текста обычно небольшой (5-6 предложений). Перед учащимися может быть поставлена задача: выписать по заданию слова, словосочетания, а дома по ним воспроизвести текст.

При творческом диктанте предполагается, что часть текста (начало или конец каждого предложения) диктуется преподавателем, а ученики самостоятельно записывают предложения. При этом используются заданные грамматические формы.

Изложения — вид письменных упражнений в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.

Существуют разные виды изложений: 1) по отношению к объему и содержанию исходного материала — сжатое, развернутое, подробное; выборочное; 2) по осложненности языковым заданием — с употреблением определенных языковых средств, с подачей исходного текста в другой форме; 3) по особенностям структуры исходного текста — описание, повествование, рассуждение.

Выборочное, подробное и развернутое изложения характерны для первого этапа обучения письменной речи. Развернутые изложения служат переходом к сочинению. Они включают добавленные к тексту-образцу сведения о персонажах, последующих или предшествующих событиях и др.

Последовательность процесса обучения изложению:

  • Объяснение незнакомых слов.
  • Двукратное чтение текста преподавателем.
  • Составление плана (вопросного или назывного).
  • Рассказ по плану.
  • Запись развернутого изложения.

Сочинения — вид письменных упражнений в развитии речи учащихся, цель которых — самостоятельное составление речевого произведения. На начальном этапе это небольшие сочинения разных жанров: повествование, описание, рассуждение. Поскольку в учебниках большинство текстов-описаний, то рекомендуется задавать сочинения-повествования.

Источники получения материалов: жизненный опыт, прочитанная литература, произведения живописи, музыкальные впечатления, спектакли, кинофильмы и др. Сочинения могут быть осложнены дополнительным языковым заданием: построением содержания по опорным словам и конструкциям; включением группы определенных языковых средств; обнаружением определенных языковых средств в созданном тексте.

С. Вишнякова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005