Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 7.

Учебная дискуссия — обсуждение какого-нибудь вопроса на основе учебной ситуации. Структура учебной дискуссии включает тему, учебную ситуацию с экспозицией (пословица, поговорка, сентенция и др.), речевым стимулом, направляющими вопросами и речевой реакцией обучающихся. Сама экспозиция содержит информацию, предполагающую разное толкование.

К ситуативным упражнениям относятся микроситуация, учебно-речевая ситуация, проблемная ситуация.

Микроситуация — сжатое описание какого-либо случая (динамично развивающегося), на который предполагается реакция обучающихся в 1-2 фразах. Студенты сами часто дополняют свои ответы. Это самая простая форма ситуативных упражнений.

Учебно-речевая ситуация — специально созданная для учебных целей ситуация, структура которой включает: описание ситуации; речевой стимул; задание; ключевые слова.

Проблемная ситуация — экстралингвистическая задача (проблема), которую обучаемые должны осознать и решить, т.е. выдать прогнозируемый преподавателем результат. В отличие от учебно-речевой проблемная ситуация характеризуется деперсонификацией обстановки по отношению к говорящему, экстериоризацией речевого стимула, разнохарактерностью последовательных операций. Структура проблемной ситуации, помимо компонентов учебно-речевой ситуации, включает вопросы актуализации ее содержания и инструкции к речевым действиям.

В методике обучения русскому языку как иностранному выделяют отдельно инициативные (пресс-конференция, интервью) и отдельно — игровые упражнения (загадки, составление и расшифровка комиксов и др.). В школьной методике инициативные упражнения относятся к группе игровых, поскольку пресс-конференция или интервью во время занятия — это всего лишь воссоздание определенных ситуаций. В то же время это такие ситуации, в которых как и в любой игре, обучаемые проявляют инициативу. Поскольку любая игра по сути — творческое занятие, отдельно выделять инициативные упражнения и отдельно — игровые необязательно.

Пресс-конференция как вид упражнений предполагает тренировку в постановке вопросов, которые обучаемые задают членам группы, преподавателю, возможно, и незнакомым, приглашенным на занятие. Содержание конференции заранее оговаривается.

Интервью представляет собой беседу в форме вопрос — ответ, поэтому его лучше проводить в парах. Обычно в начале интервью сообщают необходимые сведения о собеседнике и теме разговора. Далее корреспондент задает вопросы — собеседник отвечает на них. Можно предложить ситуацию, когда интервью берется у чемпиона по какому-нибудь виду спорта, у лидера какого-либо движения, у кинозвезды и др.

Диспут предполагает выдвижение разных точек зрения, разных мнений по одному вопросу и их умелое, аргументированное отстаивание. Чтобы обсуждение прошло интереснее и с большей результативностью в смысле обучающего эффекта, тема и вопросы к диспуту оговариваются заранее, преподавателем дается определенный набор клише по культуре речевого общения. Дискутирование развивает навыки свободной речи.

Элементы игры на уроке оживляют учебный процесс, активизируют внимание, представляют собой нетрадиционную форму обучения. Это могут быть упражнения по составлению или расшифровке кадров мультфильма, комикса, киносценария и др. Цель подобных упражнений — закрепление или обобщение лексико-грамматического материала. Например, каждый кадр мультфильма на грамматическую тему должен представлять собой проблемную ситуацию, связанную с изучаемой темой, рисунки же должны иллюстрировать примеры к ней.

С. Вишнякова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005