Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Специфика речевой деятельности в системе обучения языку. Часть 1.

Речевая деятельность представляет собой систему умений творческого характера, направленную на решение коммуникативных задач в зависимости от ситуации общения. Чтобы общение состоялось, необходимо участие информанта (того, кто сообщает) и адресата (того, кому предназначается сообщение), т. е. минимум двух человек.

Предметом речевой деятельности является выражение мыли как форма отражения окружающей действительности. Основное средство оформления и выражения мысли — язык.

Выделяют четыре основных вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Аудирование и говорение обслуживают устную форму общения, а чтение и письмо — письменную. Устное и письменное общение различаются не только по каналу передачи информации (слуховому или визуальному), но и по происхождению: устные виды речи рассматриваются как первичные, базовые по отношению к письменным. Это не означает, что письменная речь — это особым образом зафиксированная устная, так как каждая форма речи обладает своей специфической структурой и средствами общения.

В речевой деятельности выделяют рецептивные и продуктивные виды. Посредством рецептивных видов осуществляются прием и последующая переработка речевого сообщения — аудирование и чтение, посредством продуктивных видов передается речевое сообщение, — говорение и письмо. Говорящий или пишущий на основе внутренних или внешних побуждений оформляет свои мысли, используя средства языка, кодирует их при помощи звукового или графического кода. Слушающий или читающий, получив информацию, декодирует ее, т. е. распознает полученные сигналы, и понимает передаваемую мысль. В процессе приема и передачи используются различные по своему характеру речевые операции. При кодировании осуществляется выбор необходимых слов, грамматическое оформление сообщения, его озвучивание или оформление в графическом виде. При декодировании происходит распознавание звуковых или графических сигналов в процессе соотнесения их с имеющимися в сознании образами, узнавание слов и грамматических средств и на основе этого понимание сообщения. Грамматические, лексические, фонетические и графические операции в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности принципиально отливаются друг от друга, что следует учитывать при обучении неродному языку. Так, в практическом курсе русского языка как иностранного необходимо обучать не грамматике как таковой, а выполнению грамматических операций в том или ином виде речевой деятельности. То же относится и к другим аспектам речевой деятельности: лексическому, фонетическому, графическому.

Выделяют внешнюю (устную и письменную) речь и внутреннюю речь. Внешняя речь характеризуется полнотой языкового оформления, внутренняя — фрагментарностью и свернутостью, чаще всего она выступает как фаза планирования какой-либо деятельности. Внутренняя речь может и не входить в состав какой-либо деятельности, быть самостоятельной, что позволяет считать ее особым видом речевой деятельности (взаимодействием человека с самим собой) и предложить для его обозначения специальный термин — думание. Думание как вид речевой деятельности предшествует другим видам речевой деятельности или протекает одновременно с ними.

В психологии выделяют не только основные виды речевой деятельности, но и производные, или комбинированные, включающие два основных вида — рецептивный и продуктивный, точнее рецептивно-продуктивный и репродуктивный, так как речь идет о воспроизведении воспринятого. К таким видам речевой деятельности относят, например, чтение вслух или конспектирование текста во время его прослушивания. Один из наиболее сложных комбинированных видов речевой деятельности — перевод.

С. Вишнякова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005