Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Грамматика. Часть 1.

Особая роль грамматики в курсе не только русского языка как иностранного, но и любого иностранного языка заключается в том, что она является той необходимой базой, без которой невозможно полноценное использование иностранного языка, употребление его в качестве средства общения. Однако знание грамматической системы изучаемого языка, свода правил, набора сведений о существовании специальных формальных показателей не означает владения иностранным языком, т. е. умения использовать данный язык в акте реальной коммуникации.

Существуют определенные различия в представлениях грамматики русского языка как иностранного и русского языка как родного. Прежде всего они проявляются в наличии (отсутствии) коммуникативного подхода к анализу грамматических явлений, а также в первоначальном понимании (непонимании) смысла и способности (неспособности) создать на русском языке текст (высказывание), адекватно передающий мысль автора. При изучении русского языка как родного предполагается прежде всего линейное описание разных сторон языка в их системном лингвистическом описании по уровням языка, тогда как при изучении русского языка как иностранного «необходимо функциональное расположение и представление материала с учетом разных уровней языковых морфологических классов, а также экстралингвистических факторов».

Обучение русскому языку как иностранному и обучение русскому языку как родному имеют разные цели, обусловленные фактором учета коммуникативности. Из этого следует, что функциональность подчинена коммуникативности и обусловлена ею. Главная задача при изучении русского как иностранного заключается в работе не над формой как таковой, а над смыслом, в изучении связей между формой и содержанием, т. е. в выявлении функции, которую выполняет форма в семантической структуре предложения или высказывания.

Следовательно, функциональный подход к обучению грамматике представляет собой не простое добавление к деятельности преподавателя, он предполагает реорганизацию взгляда на язык, результатом чего должен стать набор методических приемов, используемых в иностранной аудитории. Усилия учащихся и преподавателя должны быть направлены прежде всего на выявление семантики, а уже потом на выяснение особенностей формального выражения. У учащихся, в свою очередь, при помощи функционального подхода к преподаванию грамматики русского языка как иностранного создаются прочные и гибкие связи между языковыми средствами и содержанием речи при выражении собственных мыслей и адекватного с точки зрения говорящего понимания чужих мыслей.

Обучение русскому языку как иностранному подразумевает одновременное усвоение формы и функции, выполняемой данной формой речи. Исходным является положение о том, что функция — это носитель некоего смысла, тогда как форма — лишь его внешняя оболочка. Функция и форма диалектически связаны друг с другом, и существование их в отрыве друг от друга невозможно.

В методике преподавания русского языка как иностранного представлено широкое понимание функции. Функция рассматривается как роль, которую выполняет грамматическая единица в процессе коммуникации. При этом учитываются возможности выражения:

  • данной языковой единицей различных значений, например способность форм предложного падежа существительных обозначать объект действия (рассказать о друге, о Москве, о поездке в Москву) и место действия: работать в Москве, в библиотеке. Такой подход учитывает системно-структурные особенности функционирования языковых единиц;
  • одного смысла единицами, принадлежащими к разным уровням языка, например выражение атрибутивных отношений посредством имени прилагательного, полного причастия, причастного оборота или придаточного предложения со словом который На дереве висит красное (краснеющее, покрасневшее на солнце) яблоко; На дереве висит яблоко, которое краснеет (покраснело на солнце); или, например, при обобщенно-смысловом обозначении источника информации: узнать у декана; от декана; в разговоре с деканом.

    Л. Вольская



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005