Методические материалы, статьи

Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку. Часть 1.

Система обучения русскому языку в начальных классах строится с учетом связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой. Это выражается и в последовательности изучения материала, и в самом содержании обучения. За период обучения в начальной школе у учащихся формируются знания о звуковом строе русского языка и способах обозначения звуков в письменной речи; о способах словоизменения и соединения слов в предложения; о морфемном составе слов и способах образования слов; о лексико-семантических группах слов; о принципах русского правописания и постановке знаков препинания. Эти знания выступают в виде грамматических, фонетических, словообразовательных понятий и графических, орфографических, пунктуационных правил.

Наряду со знаниями о родном языке в содержание школьного курса русского языка входят умения и навыки. Среди них можно выделить следующие:

  • специальные умения для конкретного раздела современного русского языка, например фонетические — умение вычленять звуки из потока речи, морфологические — умение определять принадлежность слова к той или иной части речи;
  • общеучебные умения, например умение воспринимать (слушать, слышать и понимать) текст, воспроизводить и создавать свое речевое произведение, умение озаглавливать текст, делить его на части, отвечать на вопросы, ставить вопросы к тексту и т.п.;
  • интеллектуальные умения, к которым относятся умения сравнивать, обобщать, группировать, классифицировать, анализировать и т.п.

Научное мировоззрение формируется на основе изучения различных наук, содержание которых адаптировано к конкретному возрасту школьников, и параллельно с выработкой интеллектуальных умений познавательной деятельности. Концепция развивающего обучения предоставляет возможность формировать теоретический тип мышления уже в рамках начального обучения. Ученый-психолог Д. Б. Эльконин конкретизировал содержание учебных предметов так, чтобы оно приводило к формированию полноценных понятий. Для этого языковое обучение должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, письменности, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений учащихся. Такой подход к начальному обучению русскому (родному) языку, по мнению многих современных теоретиков школьного образования, нейтрализует характерное для современной школы различие между читающими и не-читающими первоклассниками: основные закономерности русской письменности незнакомы и тем и другим.

В основе русской письменности лежит позиционный принцип, суть которого состоит в том, что любая языковая единица обнаруживает свое действительное значение — или функцию — только в сочетании с другими языковыми единицами. Эта закономерность проявляется на всех языковых уровнях. Это значит, что роль звука, например, зависит от его окружения, от его позиции в слове или слоге, значение и функция слова — от словосочетания или предложения, значение предложения — от контекста.

Круг знаний и формируемых специальных умений очерчивается школьной программой. На начальном этапе обучения все получаемые школьниками знания имеют практическую направленность. Так, изучая фонетические и графические особенности родного языка, младшие школьники получают представление о звуковом составе слова, своеобразии гласных и согласных звуков, смыслоразличительной роли звука в слове. Они узнают о роли ударного слога, могут соотносить звуковую и графическую форму слова, писать слова, опираясь на слоговой принцип обозначения мягкости и твердости согласных и т. п. Осознавая грамматические характеристики слов, дети знакомятся с разделением слов на группы (части речи) и учатся правильно употреблять формы слова в речи.

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005