Методические материалы, статьи

Объяснительно-иллюстративный метод и приемы его реализации.

  • Рассказ учителя, демонстрация и анализ внетекстового материала.

Объяснительно-иллюстративный метод используется обычно на этапе подготовки к восприятию произведения с целью сообщить детям необходимые сведения о писателе, актуализировать жизненный опыт, необходимый для восприятия текста, создать нужный эмоциональный настрой. Составляя рассказ об авторе, следует учитывать, что младшие школьники еще не в состоянии воспринимать историю творческого пути, биографию писателя как нечто целостное. Их скорее заинтересуют конкретные факты, отдельные события, в которых раскрывается характер человека, проявляется его индивидуальность. Конечно, отбор этих фактов должен быть связан с изучаемым произведением. Так, например, перед чтением стихотворения А. С. Пушкина «Птичка», анализ которого приведен выше, неуместен рассказ о лицейских годах поэта, но будет чрезвычайно полезно небольшое сообщение о южной ссылке, содержащее воспоминания современников, сопровождающееся показом их портретов. Перед изучением рассказа A. П. Чехова «Ванька» можно использовать отрывок из воспоминаний А. И. Куприна о том, как на глазах А. П. Чехова помощник капитана ударил по лицу татарина-носильщика. «Татарин закричал: "Что? Ты бьешься? Ты думаешь, ты меня ударил? Ты — вот кого ударил!" И показывает пальцем на Чехова. А Чехов, знаете ли, бледный весь, губы вздрагивают. Подходит к помощнику и говорит ему тихо так, раздельно, но с необычайным выражением: "Как вам не стыдно!"... И на что уж моряк был толстокож, но и того проняло: заметался-заметался, забормотал что-то и вдруг испарился. И уж больше его на палубе не видели». В этом эпизоде видна и ранимость А. П. Чехова, и обостренное чувство чести, и готовность вступиться за униженного. Рассказ о конкретном случае, в котором ярко проявляется характер писателя, запомнится детям, вызовет живой интерес к личности автора, создаст установку на восприятие произведения.

  • Сообщение сведений, необходимых для эстетического восприятия текста.

Полноценное восприятие многих произведений зависит от культурного кругозора учеников. Отсутствие у читателя необходимых ассоциаций может существенно обеднить и даже исказить его трактовку. Так, например, чтению стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» полезно предпослать сообщение о специфике поэтического перевода, ведь это стихотворение — перевод произведения Г. Гейне. При переводе поэтического текста важно передать не смысл слов, а поэтическую идею. Перевод М. Ю. Лермонтова — вольный, поскольку поэт изменяет смысл оригинала, и связано это, в первую очередь, с выбором образов-символов. В немецком языке слово «сосна» — мужского рода, а «пальма» — женского, и в стихотворении Г. Гейне звучит тема любви. Какова основная тема лермонтовского стихотворения, учащимся предстоит решить в ходе анализа текста.

Сведения, предваряющие восприятие, могут понадобиться в различных ситуациях:

  • при изучении произведения, относящегося к малознакомым детям жанрам (баллада, былина, сказ);
  • при наличии предыстории создания произведения, существенной для понимания его смысла (использование Н. А. Некрасовым сюжета народного анекдота в стихотворении «Генерал Топтыгин»);
  • при отражении в произведении исторических реалий, далеких от опыта современного ребенка (жизнь крестьян и помещиков, условия жизни «в учениках», доля сироты в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел», А. П. Чехова «Ванька»),

    М. Воюшина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005