Методические материалы, статьи

Наука — для науки и для жизни

Что ни говори, а в нелегком труде журналиста есть и приятные моменты: попадаешь из невыносимой июньской жары в комфортную прохладу гостиницы Рэдисон-Славянская и расслабляешься в уютном кресле с бокалом прохладной «фанты», слушая негромкую английскую речь. Так наслаждался я на международном симпозиуме по вопросам науки, журналистики и научно-информационной политики в России, организованном Медицинским институтом Говарда Хьюза (МИГХ), одной из крупнейших в мире филантропических организаций. МИГХ — неправительственная организация, чье первостепенное назначение — проведение медико-биологических исследований своими научными коллективами в США. Кроме этого, МИГХ присуждает гранты для повышения качества научного образования в США и поддержки исследований ведущих ученых в некоторых странах мира.

Среди 90 грантополучателей международной программы МИГХ 36 человек из России. Встрече с ними и был посвящен симпозиум, на котором я отдыхал душой и телом. Однако, душевный комфорт достаточно быстро испарился…

На симпозиуме, среди прочих, обсуждался вопрос о том, почему российское население полностью утратило интерес к науке. Дружным хором ученые обвиняли в этом продажных журналистов, которые не только не понимают, о чем пишут, но и писать-то предпочитают о всякой дряни типа экстрасенсов, прорицателей и биополей. С высоты моей кандидатской степени подобные обвинения слушать было очень обидно и я начал расстраиваться.

А ученые продолжали обвинять «писак» в том, что они напрасно муссируют тему утечки умов, поскольку настоящие ученые из страны не уезжают, а продолжают активно работать на родине. Писать популярные статьи у настоящих ученых нет времени, поскольку они семь дней в неделю занимаются наукой без отпусков и праздников. Когда один из журналистов в своем выступлении привел статистику, сколько публикаций в его газете за два года было посвящено российской, а сколько — зарубежной науке, он встретил возмущенный хор ученых о том, что не может быть науки национальной, а есть лишь одна настоящая — международная наука, в которой успешно работают грантополучатели.

Да, конечно, таблица умножения не имеет национальности, но все счастливчики-грантополучатели выросли в лоне отечественных научных школ и нормальный процесс научного воспроизводства требует, чтобы они продолжили жизнь этих школ в своих учениках. Между тем, отстраненная от родной науки — «международная» позиция грантополучателей изначально исключает это требование. Может быть, хор был таким возмущенным именно потому, что его участники осознавали уязвимость своей позиции?

Да… Отвлекусь от обид и поговорю информационно-беспристрастно. МИГХ выдает гранты на исследования в области медицины и биологии. Среди российских грантополучателей сотрудники из полутора десятков институтов РАН, Академии меднаук, МГУ и т.д. Большое и полезное дело делает МИГХ и никто не сомневается в высочайшем качестве исследований грантополучателей. Тем более, что они подчеркивали положительные особенности именно грантов МИГХ: их дают на 5 лет конкретному ученому (обязательно не администратору), сохраняя за ним все права на результаты исследований и позволяя по своему усмотрению менять их тематику. В общем — повезло 36 нашим исследователям и большое спасибо МИГХ. Раз в год все грантополучатели собираются на конгресс и отчитываются о результатах своей работы, но главное — с удовольствием общаются друг с другом.

Интересно отметить, что важность состоявшейся встречи была понятна всем журналистам — на нее пришли человек 60-70 из ведущих научно-популярных и самых крупных газет и журналов, а также и радиостанций (от нашего журнала было трое сотрудников редакции, а сам журнал не раз поминался добрым словом в выступлениях участников симпозиума). Открытие форума почтил своим присутствием посол США, а вот из российского министерства науки, федерального и московского правительства не было никого. Это еще один печальный штрих взаимодействия нашего руководства с наукой и его к ней отношения.

Но это есть некоторая печальная данность и я не хотел бы ее обсуждать. Меня очень огорчила агрессивность ученых по отношению к журналистам и научной популяризации. Из их речей следовало, что дело ученого — наука, а журналиста — популяризация, как говорится, каждому свое и с мест они не сойдут… Неправильно это, видит бог!

Активная позиция ученых необыкновенно важна в нынешнюю пору, когда объективно интерес к науке падает во всем мире, и особенно — на пространствах бывшего соцлагеря. Миновала эпоха неоправданно высоких ожиданий, порожденная успехами науки первых послевоенных десятилетий: в физике (атомная и водородная бомба), в технике (самолеты и подводные лодки новых поколений), в биологии (подступы к молекулярным основам жизни), в медицине (открытие антибиотиков), в химии (создание новых классов искусственных полимеров), в растениеводстве («зеленая революция»). Успехи современной науки грандиозны и необозримы, но решения людских проблем они не принесли. И не могли принести. Голод и бедность во многих странах, социальные и этнические конфликты, религиозные столкновения — решение тут могут дать только сами люди.

В сущности, избавившись от многих неоправданных претензий, наука заняла подобающее ей место, Место значительное, заметное, но отнюдь не безусловного лидера в общественном внимании.

Так или иначе эффект налицо: интерес общества к науке упал.

Но в нашей стране — в отличие от западных стран — и журналистика тут внесла свой вклад. Следуя за обществом — а временами даже и опережая его, — она отодвинула науку и людей, в ней работающих, куда-то на десятый план, после садовых дорожек на загородных участках «новых русских». В более или менее тиражных изданиях появляется лишь информация о каких-либо научных свершениях. Аналитические же материалы, обзоры, представляющие реальное продвижение науки и те проблемы, над решением которых она мучается, остались лишь в научно-популярных журналах, выходящих малыми тиражами.

И вот то примечательно: никого в научных кругах это невыигрышное для науки положение не волнует. Ни в Академии, ни в Министерстве.

Не видно тут инициативы и самих ученых.

А можно было бы вспомнить блестящие примеры из истории отечественной науки: популяризаторские труды Сергея Вавилова, Петра Капицы и Льва Ландау — ведь кому, как не научной элите заинтересовывать население в ее красотах и достоинствах!

Так что в потере нашим народом интереса к науке повинны и сами ученые (наряду с самим народом и журналистами), и чем быстрее они это поймут, тем лучше будет для науки, народа и самих ученых.

Между почем, Запад и тут показывает пример более цивилизованного отношения к проблеме «наука и общество». «Наука делается на деньги налогоплательщиков и они вправе знать, на что расходуются их деньги» — разве на самом деле не так? Но невозможно рассказывать о науке без участия самих ученых — это тоже факт. На встрече выступил один из представителей МИГХ и рассказал, что у них есть специальное печатное руководство для научных сотрудников по общению с репортерами и корреспондентами (оно было тут же роздано всем желающим). На 34 страницах рассказано как давать интервью, как писать популярную статью или пресс-релиз об открытии и еще с полсотни очень конкретных, разумных и развернутых советов. Но главный мотив книги был таков: общение с прессой это необходимость, очень важное и сложное дело и к нему надо относиться не менее серьезно, чем к собственно научной работе!

Закончить свое обозрение случившегося хочется словами одного из выступивших журналистов, которые он когда-то прочел в журнале «Знание — сила»: «Занятия наукой не приведут нас к золотому веку, но они возможно удержат нас от сваливания в век каменный». Так давайте же дадим друг другу руки и будем вместе трудиться во имя этой благородной цели!

Александр Семенов



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005