Методические материалы, статьи

Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 5.

Нередко в вузовских пособиях по современному русскому языку и, надо полагать, в учебной практике встречаются комплексные формы графической наглядности. Такие схемы-таблицы бывают неорганическими и органическими.

В первых схематическая наглядность дается отдельно от текста таблиц, выражая те же вербальные явления языка условными знаками.

Примером неорганической схемы-таблицы служит выражение с помощью графической наглядности содержания лексико-грамматического анализа многозначных слов (автор — Е. И. Диброва).

Средством использования во время лекций или практических занятий таких схем-таблиц служит анализ соответствующих единиц того или иного аспекта русского языка и их характеристик. При этом сама технология такого анализа может быть вариативной. Рассмотрим примеры.

1. Преподаватель на основе языкового материала таблицы определяет принадлежность характеризуемых явлений языка к соответствующему разряду. При этом схема-таблица заранее воспроизводится на аудиторной доске или проецируется на нее с помощью графопроектора или эпидиаскопа.

2. Сначала производится анализ языковых единиц, а потом представляется таблица, по которой повторяется (лучше студентами) произведенный анализ.

В том и в другом случаях таблица служит ориентиром для аналогичного анализа других аспектных единиц. Например, выбирается многозначное слово «стол». По толковому словарю определяются значения этого слова, записываются (не обязательно) соответствующие примеры-иллюстрации. И далее на основе рубрик таблицы даются семантические характеристики.

Могут быть, естественно, и другие технологические варианты анализа с использованием схемы-таблицы (или «чистой» таблицы такого типа). Но в любом случае зрительная наглядность облегчает и упорядочивает аналитические действия студентов.

Несколько чаще в учебной практике используются органические схемы-таблицы, в которых схематическая наглядность неотделима от табличной (вербальной). В них условные знаки уточняют информацию таблиц или даже содержат основные сведения о явлениях языка. Например, когда эти знаки являются показателями интонационных конструкций русской речи.

Примером поясняющей и уточняющей функции схематической наглядности может служить обозначение общепринятыми условными знаками главных и второстепенных членов предложения.

Методика использования таких средств наглядности в условиях высшей школы специфична.

Если при обучении русскому языку иностранцев они должны помочь преподавателю формировать главным образом речевые умения и навыки (иначе говоря, коммуникативную компетентность), а на уроках русского языка средней русскоязычной школы — примерно в равной мере коммуникативную и языковую компетентность, то на занятиях по лингвистическим дисциплинам в высшей школе они, как правило, призваны информировать студентов о нормативных и системных признаках языка.

Так, интонационные схемы-таблицы по системе Е. А. Брызгуновой даются для того, чтобы научить иноязычных учащихся правильно интонировать высказывания.

На занятиях по русскому языку в высшей школе условные обозначения повышения и понижения голоса помогают осознать нормативные особенности ритмомелодики русской речи. Поэтому преподаватель-фонетист непременно обратит внимание студентов на то, что Е. А. Брызгунова с практическими целями несколько «округляет» типологию интонационных конструкций, что в действительности таких типовых конструкций значительно больше.

М. Успенский



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005