Методические материалы, статьи

Мотивация учения. Часть 1.

Чтобы учащийся мог овладеть знаниями и умениями, он должен хотеть учиться. Должен — да, но захочет ли? Как этого добиться? В этом — один из важнейших вопросов педагогической деятельности.

Учение всегда носит до некоторой степени вынужденный характер (прежде всего для учащейся молодежи) и выступает как некое препятствие, которое нужно преодолеть на пути к знаниям. Учащийся обычно хорошо знает, почему надо учиться, — об этом ему напоминают педагоги, но это не всегда побуждает его к успешному учению. Надеяться на то, что желание успешно учиться возникнет само по себе, не приходится, поэтому формирование таких желаний-мотивов во многом должен взять на себя педагог.

Мотив — это внутреннее побуждение человека, учащегося к действию, учебе, работе. Сочетание мотивов, их система составляют мотивацию учения в целом. Мотивация учения и характер учебно-познавательной деятельности учащихся зависят прежде всего от того, какими целями они руководствуются, какие потребности осознают, какие побуждения к учению испытывают, как руководит развитием мотивации учащихся педагог.

Чтобы руководить мотивацией учения, развивать положительные мотивы и бороться с отрицательными, преподавателю, мастеру необходимо знать мотивы учения своих учеников. Знание педагогом мотивации учащихся к учению необходимо не для того, чтобы приспосабливаться к их возможностям и потребностям, а для того, чтобы учитывать реальные мотивы учения при организации учебного процесса, при выборе форм и методов обучения, которые могут дать максимальный учебно-воспитательный эффект.

Мотивы учения учащихся могут быть непосредственными и опосредованными.

Непосредственные мотивы связаны с живым, непосредственным интересом к самому процессу учения: интересный учебный материал, интересная книга, интересное ведение занятий педагогом, похвала, желание получить хорошую отметку, стремление достигнуть поставленную цель, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и т. п.

Опосредованные мотивы косвенно способствуют удовлетворению потребностей: необходимость качественного изучения предметов теоретического обучения для успешного овладения профессией, полноценной жизни; общественное мнение товарищей по учебе, особенно при бригадной организации учебного процесса; желание выделиться в коллективе, найти свое место среди товарищей и т. п.

Опосредованные мотивы, особенно у учащихся старших курсов, значительно преобладают над мотивами непосредственными. Это необходимо учитывать, организуя учебный процесс. Однако, если ориентироваться только на косвенное, опосредованные мотивы, пусть даже самого высокого порядка, то учеба превратится в обязанность и учебная работа будет выполняться только из чувства долга или под «нажимом». Поэтому всегда, когда позволяет содержание и организация учебного процесса, следует ориентироваться преимущественно на мотивы непосредственные.

Рассмотренные мотивы, конечно, не исчерпывают всех мотивов учения. С другой стороны, не обязательно, чтобы одновременно действовали все эти мотивы или отдельные мотивы всех групп. Иногда бывает достаточно одного сильного мотива, который оказывает на учащегося мобилизующее влияние и побуждает его познавательную активность.

Как было уже отмечено, положительная мотивация учащихся в значительной, если не решающей, степени зависит от того, как ее формируют, воспитывают педагоги.

Здесь прежде всего необходимо выделить влияние на учащихся личности мастера, преподавателя, их педагогического и профессионального мастерства, авторитета. Ведь зачастую первым мотивом успешного учения является уважение к своему учителю, стремление быть похожим на него. Об этом нужно всегда помнить и чаще смотреть на себя глазами своих учеников.

Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения, т. е. от того, что изучается. Импульс к последующей деятельности дает только такой материал, который созвучен потребностям учащегося.

В. Скакун



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005