Методические материалы, статьи

Моделирование авторских школьных программ по биологии. Часть 2.

Первая часть авторской программы должна отвечать стандартам школ России и обеспечивать учащихся таким уровнем образования, который будет признан достаточным для дальнейшей их жизни после окончания школы. Следовательно, при разработке программы необходимо опираться на общеобразовательный стандарт. Для биологии таким документом является вариант стандарта по образовательной области «Биология», к которому составлены обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего биологического образования (Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007. — 99 е.). Наряду с этим учитель при создании программы должен руководствоваться перечнем требований к подобным документам. Важно учитывать, что программа — своеобразный план изучения предмета или отдельного курса, составленный с учетом определенных целей и задач биологического образования учащихся при их ориентации на качественное усвоение учебного материала. Программа отражает конкретные блоки вопросов, составляющие в целом ее содержание, последовательность изучения этого содержания при четком распределении объема времени. Программа создается с опорой на логику развития биологической науки в целом или отдельных ее разделов, дидактических принципов — научности, доступности, последовательности, системности, связи теории с практикой и ориентации на развитие личности. Обязательно учитываются психологические, физиологические и физические особенности учащихся.

В модели авторской программы, как правило, отражаются три логически взаимосвязанных компонента, а именно пояснительная записка к курсу, содержательная часть и перечень требований к уровню подготовки учащихся.

В пояснительной записке необходимо отражать следующие сведения:

1) обоснование необходимости создания авторской программы, показ ее новизны с опорой на приоритетные образовательные элементы, отобранные для нее — сведения и факты, понятия, закономерности, способы действия, ценностные отношения, определенные составляющие опыта творческой деятельности;

2) приоритетная цель курса, ведущая идея, заложенная в его содержание с учетом особенностей образовательного учреждения и контингента учащихся;

3) задачи курса — обучающие, воспитательные и развивающие, в совокупности обеспечивающие эффективное достижение цели;

4) степень обеспеченности программы средствами обучения — учебником, рекомендациями, дидактическими и наглядными материалами, мультимедиа-пособиями, включая авторскими;

5) аргументация выбора ведущих форм и методов обучения учащихся по создаваемой авторской программе;

6) обоснование видов, способов и средств проверки и оценки результатов по предлагаемой программе — текущая, тематическая, итоговая проверки, критерии оценки, перечень вопросов, тексты заданий, тесты и др.

Вторая часть программы (собственно текст) должна отражать содержательную составляющую, ее структуру и логику изучаемого материала. Она разбивается на рубрики — введение, часть, раздел и тема. Внутри каждой темы отобранное содержание распределяется абзацами, составляющими законченную мысль, идею или научное положение. Они должны быть написаны социологическим языком. Важно, чтобы по ним можно было составить календарно-тематический план и проследить программно-методическое обеспечение курса. В конце каждой темы желательно указать такие приоритетные формы обучения биологии, как лабораторные и практические работы, экскурсии, а также демонстрации, опыты и межпредметные связи. Сейчас стало потребностью обозначать и Internet-pecypcы.

Третья часть программы отражает ее целевую основу — требования к уровню подготовки учащихся. Это знания, умения, ценностные отношения и элементы опыта творческой деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Их лучше излагать в форме различных видов учебной деятельности, отражающих специфику обучения основам биологии. При этом важно использовать слова-глаголы, с помощью которых можно полнее отразить обозначенную деятельность учащихся. Могут быть использованы такие слова и суждения, как называть, характеризовать, обосновывать, распознавать, сравнивать, наблюдать, приводить примеры, применять знания, делать выводы и др.

М. Якунчев



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005