Методические материалы, статьи

Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 1.

Методы изучения психологии, используемые в настоящее время в школе и вузе, сильно отличаются своим разнообразием. В вузе традиционно используются словесные методы, их описанию и научному обоснованию в методической литературе отводится явно больше места, чем активным методам. Авторы методических рекомендаций для учителей психологии в школах больше внимания уделяют как раз активным методам.

Так, Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова, отдавая должное интересным современным разработкам различных тренинговых программ для школьников, ввели в структуру курса лишь некоторые элементы психотренинга, ролевые игры и дискуссии, делая акцепт на проблемно-диалогическом методе обучения. О. В. Хухлаева предполагает широкое использование игр. Также автор рекомендует включать в работу эмоционально-символические методы: групповое обсуждение чувств, направленное рисование; когнитивные методы, направленные на избавление от абсолютного, категоричного мышления, которое является выражением жесткой модальности как свойства мировоззрения и передается использованием слова «должен».

Рекомендуемые М. Р. Битяновой занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждения в круге.

С. В. Кривцова подчеркивает необычность ее уроков (как и всей программы в целом) — это уроки в культуре психологического тренинга, чему есть следующие причины: возможность охватить большее количество детей; через систематическое обучение жизненным навыкам как бы транслируются и гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность. Профессионализм тренера — важнейшее условие. Тренинг по месту, времени действия, методическим приемам, большому количеству упражнений и даже по названию напоминают уроки.

Учитывая «сказочность» курса психологии для младших школьников, авторы его разнообразны в выборе методов.

При всей обширности предлагаемых методов обучения психологии их научное обоснование относится к числу наименее разработанных и, в то же время, наиболее значимых задач современной методики преподавания психологии.

В. Н. Карандашев предлагает для рассмотрения классификацию методов обучения по источнику получения знаний и умений, где выделяются: словесные методы, наглядные методы и практические методы.

Авторы современных учебных пособий по психологии, включив в этот перечень методы самой науки, выделяют: проблемную лекцию, эвристическую беседу, методы, программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения. По мнению В. Я. Ляудис, каждый из них возникал как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.

Представим наиболее полную классификацию методов обучения психологии М. В. Поповой , в основе которой лежит внимательное отношение к ученику, принятие его личности, от интересов и воли которой зависит его деятельность в соответствии с воздействием учителя. Несмотря на то что М. В. Попова предлагает методы обучения психологии в курсе психологии в школе, нам представляется, что эти методы можно использовать и в работе со студентами. Для лучшего понимания мы предлагаем в качестве иллюстрации некоторые примеры использования коллегами этих методов, найденные нами в разнообразной методической литературе.

Большую группу представляют известные методы в традиционной парадигме обучения.

Методы словесного обучения передачи знаний, куда относятся: рассказ (используется для подготовки учащихся к восприятию учебного материала), беседа (применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний), объяснение (сообщение новых знаний, истолкование отдельных понятий и терминов). Преподаватель в этом случае формирует понятие психической культуры в трех планах: теоретические знания; «знания в пространстве»; анализ уровня этого знания в субъективной культуре; транслирует знания в умения и навыки посредством творческих упражнений; демонстрирует умения: выступление, эксперимент, трактат.

В вузе наиболее часто используется лекционный метод обучения, который достаточно хорошо описан в методической литературе.

Н. Стоюхина



См. также:
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005