Методические материалы, статьи

Методика преподавания русского языка как наука. О методах исследования в прикладной науке. Часть 1.

Исследовательские методы принято делить на общие у ряда наук и специфические у данной науки.

Начинать ученые-педагоги рекомендуют с так называемых «методологических параметров», к которым «относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения».

Эти параметры давно уже вошли в традицию педагогических исследований и в существенном пересмотре не нуждаются. Вот только избыточным является традиционное деление на предмет и объект исследования. Поскольку «предмет» как бы уточняет и конкретизирует «объект», то указания на него, пожалуй, достаточно.

Также нужно уточнить соотношение гипотезы исследования и положений, которые выносятся на защиту. Если гипотеза развернута и включает основные защищаемые положения, то можно обойтись без них в отдельной рубрике.

Или, наоборот, вместо гипотезы перечислить основные положения своей концепции.

Ко всем «методологическим параметрам» предъявляются определенные требования.

Выбранные тема и проблема исследования должны быть прежде всего актуальными, т. е. отвечать социальному заказу. Это значит, что в учебной практике преподавателей школы или вуза должна быть потребность именно в такой теме и такой проблеме.

Сама формулировка темы призвана указывать на проблематику исследования. Надо избегать безликих тем типа «Изучение фонетики в средних классах общеобразовательной школы».

Другое дело, когда формулировка темы делает понятными проблематику и направление научно-исследовательской работы. Например: «Функциональный подход к изучению фонетики русского языка в средних классах общеобразовательной школы».

Как правило, сам процесс исследования начинается с наблюдения над различными аспектами предмета науки.

Если термин «наблюдение» понимать широко, то с ним можно соотносить и посещения уроков в школе или занятий в институте, и изучение соответствующей документации, и ознакомление с кабинетом русского языка в школе или вузе, и изучение письменных работ школьников или студентов, и, наконец, знакомство с научной и учебной литературой по теме исследования. Конечно, по крайней мере, некоторые из таких исследовательских действий допустимо считать отдельными методами.

Понятно, что каждая из этих разновидностей метода наблюдения различна по своей технологии. Но могут быть для них и общие рекомендации.

Прежде чем начать наблюдение над учебным процессом, желательно составить план не только самого процесса исследования, но и его оформления в намеченном жанре научного исследования: реферате, научной монографии, диссертации. Это позволит записи результатов наблюдения соотносить с соответствующими разделами научной работы.

Также все разновидности метода наблюдения (или более частные методы) должны соответствовать теме, проблеме и целям исследования.

Так, очевидно, что изучение письменных работ школьников или студентов избыточно по отношению к проблемам методики изучения фонетики (если, конечно, не идет речь о транскрипции — звукозаписи в письменном тексте), а в связи с проблемами методики правописания этот аспект наблюдения имеет первостепенное значение.

Характер мыслительных действий в процессе исследования определяет метод ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ. Этот процесс включает различные мыслительные действия: анализ как мыслительное расчленение чего-либо, синтез, индукцию, дедукцию, аргументирование и т. д.

Рассуждения в ходе исследования и оформления научной работы должны быть:

1) уместными — непосредственно относящимися к выбранной теме и проблеме;

2) достоверными, отвечающими понятийной природе предмета исследования;

3) понятными для квалифицированных специалистов по проблеме; подлинно научными, а не заумными, наукообразными;

4) логичными — не нарушающими законов традиционной и математической логики.

Последнему требованию нужно уделить особое внимание.

М. Успенский



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005