Методические материалы, статьи

Методика преподавания русского языка с учетом лингвистики — науки о языке. Часть 4.

При знакомстве студентов с морфемикой русского языка уместны сопоставления с агглютинативными языками (тюркскими и финно-угорскими). Именно в этом сопоставлении становятся очевидными различия аффиксов в русском (многозначность, прикрепленность к разным лексико-грамматическим разрядам слов и фузия) и в агглютинативных (однозначность, относительная универсальность, отсутствие фузии).

В области грамматики флективный, преимущественно синтетический русский язык удобно сопоставлять с аналитическими языками (английским, французским, болгарским, молдавским и др.).

При таких сопоставлениях становится очевидной зависимость порядка слов в предложении от средств выражения синтаксических связей между его членами. Чем больше таких средств внутри слов (во флективных языках), тем меньше необходимости в определенном порядке членов предложения.

Показывая реализацию системных признаков русского языка, преподаватель-русист неизбежно обращает внимание обучающихся на функции аспектных единиц языка: потенциальные вне контекста и в речевом общении. И здесь принцип системности в обучении языку как бы пересекается с принципом функциональности.

Если термин «функциональный» расшифровывать как «представляющий данное явление прежде всего с точки зрения его функции, а не формы», то можно утверждать разные проявления принципа функциональности в преподавании русского языка в высшей школе.

Это, несомненно, характеристика общих функций любого языка: коммуникативной (общения), информативной (сообщения информации), прагматической (воздействия на собеседника) и др.

По отношению к отдельным аспектам русского языка принцип функциональности основан на понятии «функция» как «назначение, роль, выполняемая единицей (элементом) языка при воспроизведении речи».

Функцию элементов русского языка преподаватель-русист и авторы учебников должны показать и проиллюстрировать студентам. При этом принцип функциональности по каждому аспекту русского языка реализуется специфически.

По отношению к системным типовым звукам — фонемам, которые не имеют закрепленной за ними семантики, принцип функциональности выражается в характеристике словоразличительной и форморазличительной функций фонемы. Показывая, как проявляется эта функция в сильных и слабых позициях фонемы, преподаватель одновременно иллюстрирует как системность, так и функциональность звукотипов в русском языке.

Уместно подчеркнуть уникальность русской орфоэпии. Особенно в области вокализма, где закономерности качественной и количественной редукции не имеют аналогии в других языках мира, даже в родственных. Как это ни кажется парадоксальным, но по возможностям редукции гласных к русскому языку ближе английский, чем родственный украинский.

Специфичны системность и функциональность и в области русской морфемики и словообразования.

Как известно, морфемы, в том числе и аффиксы, в отличие от звукотипов, имеют свою семантику. Поэтому ее представление в лекциях преподавателя-русиста мотивируется функционально-семантическим подходом (или принципом).

Употребление каждого аффикса в определенном значении, по существу, можно именовать функцией. Как уже отмечалось, для морфемики русского языка характерно «прикрепление» определенных аффиксов к каждому из лексико-грамматических разрядов слов.

И такая особенность проявляется прежде всего в семантике служебных морфем. Это удобно проиллюстрировать омонимией аффиксов. Например, аффикс -а- (стена, доска) является флексией (окончанием), суффикс -а- (читать, писать) — показателем динамичности действия, обозначаемого глаголом, а в соотношении двух глагольных основ — еще и одним из показателей принадлежности глагола к тому или иному классу. Различие семантики, а следовательно, и функций в речи можно показать на примере таких омонимичных аффиксов, как -ист- (каратист и развесистый), -об- (бедовый и беседовать), -к- (занавеска и немецкий) и под.

М. Успенский



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005