Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 4.

Изучение внутренних вод материков начинается с общей характеристики вод суши, их типов, площадей размещения, опираясь на общие понятия о реках и озерах, известные учащимся из начального курса физической географии. Это выполняется методами беседы и практической работы по картам. Повторяются повторение общих понятий: исток, устье, бассейн реки, речная система и т.п. Эти понятия нужно рассматривать на примерах конкретных рек, изучение которых предусмотрено программой.

Типовой план характеристики реки несколько усложняется путем введения дополнительных вопросов и сообщается учащимся для записи в тетрадь. Он содержит следующие пункты:

1. Название реки.

2. Географическое положение истока.

3. К бассейну какого моря относится.

4. В каком направлении течет и по какой местности (равнины, горы и т.п.).

5. Географическое положение устья.

6. Притоки (правые и левые).

7. Длина реки.

8. Характер течения.

9. Питание и режим в зависимости от климата.

10. Хозяйственное значение.

В беседе сразу определяется, в каком климатическом поясе берет начало река и какие характеристики имеет этот пояс. Полученные сведения позволяют определить водность реки, ее гидрологический режим по сезонам года и ее хозяйственное значение. Дополнительные сведения, которых нет на карте, добавляет учитель. Например, хозяйственное значение рек и природоохранные мероприятия, характер берегов (геологическое строение бассейна), тип растительности долины и т.п.

В процессе изучения рек или озер выполняются практические работы по карте по составлению характеристики реки в соответствии с типовым планом. Иногда эту работу выполняют в виде таблицы, в которую включают основные вопросы типового плана.

Для закрепления знаний целесообразно сравнить реки по отдельным признакам (длине, направлению, характеру течения, режиму).

Аналогичным образом производится работа по составлению характеристики озер в соответствии с типовым планом:

1. Название.

2. Местоположение (географическое положение крайних точек, в какой части материка).

3. Размеры (длина, ширина).

4. Рельеф окружающей местности.

5. Преобладающие глубины и наибольшие глубины.

6. Сточное или бессточное.

7. Какие реки впадают и какие вытекают.

8. Замерзаемость.

9. Происхождение котловины.

10. Хозяйственное значение и природоохранные мероприятия.

В последнее время построено очень много искусственных озер — водохранилищ (более 1000 в СНГ).

Типовой план характеристики крупных водохранилищ:

1. Название реки и плотины, образующей водохранилище.

2. Размеры водохранилища (длина, ширина, наибольшие глубины).

3. Хозяйственное значение (для каких целей и т.п., рыболовство, судоходство).

Изучение внутренних вод материка должно дать учащимся следующие знания и умения.

1. Знания особенностей рек материка и понимание зависимости рек от климата и рельефа.

2. Умение определить по карте местоположение истоков, местоположение озер и крупнейших водохранилищ.

3. Знание основных видов использования озер и водохранилищ.

4. Умение дать характеристику реки, озера и крупных водохранилищ по плану на основе карт.

Изучение природных зон материков. Изучение природных зон материка должно начинаться беседой с повторения учащимися самого понятия «природная зона». Природные зоны — часть земной поверхности, вытянутая в виде широкой полосы по одному или нескольким материкам, характеризующаяся определенными соотношениями влаги и тепла, определенной интенсивности экзогенных процессов, преобладанием определенных типов почв и растительности. Изучение природных зон материков выполняется по типовому плану с объяснением сложных вопросов и последующей беседой.

Типовой план включает следующие вопросы:

1. Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Почвы и растительность.

4. Животный мир.

5. Основные виды хозяйственной деятельности и охрана природы.

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005