Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии как учебная дисциплина. Часть 2.

Изучение аспекта организационного оформления средств обучения позволяет получить студентам представление о совокупности форм, обеспечивающих полноценное биологическое образование учащихся. Эту совокупность составляют индивидуальная, групповая, фронтальная, внешкольная, внеурочная, домашняя и самостоятельная работы, экскурсии, полевые практикумы и урок. Особую ценность имеют знания об уроке биологии, ибо он в наиболее полном составе может представлять все компоненты процесса обучения — целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный. Поэтому в рамках общей методики преподавания биологии отражаются такие важные характеристики урока, как функции (образовательная, воспитательная, развивающая, информационная, эвристическая, корректирующая, контрольно-оценочная), содействующие им задачи, совокупность биологических понятий, необходимые методы и средства усвоения, способы контроля и оценки уровня подготовки учащихся. При изучении обозначенного аспекта возникает возможность получения знаний о разнообразии типов уроков биологии: по месту урока в курсе и теме, по характеру познавательной деятельности и содержания изучаемого материала, по целям организации занятия. Вместе с этим приобретаются и знания о структурных компонентах урока и последовательности их реализации с учетом возраста учащихся, наличия оборудования и уровня профессионального мастерства учителя. Анализ материала об организационном оформлении процесса обучения биологии побуждает будущих учителей к творческому поиску нетрадиционных форм, ориентированных на реализацию личностного потенциала учащихся — способностей, интересов, мотивов и потребностей.

Изучение аспекта методов осуществления биологического образования позволяет получить будущим учителям целостное представление о способах обучения и воспитания. У них возникает мнение о методах как сложном явлении образования. Признак внешнего выражения методов — обмен биологической информацией между учителем и учащимися, когда используется слово (речь), образ (предмет) и действие. Методы являются также способом управления и самоуправления учебно-познавательной деятельности, ее организации, стимулирования и мотивации. С помощью методов обеспечиваются все этапы познавательного процесса — от постановки исходной задачи до контроля за ее решением включительно. Эти характеристики методов комплексно обеспечивают как обучение (получение биологических знаний), так и интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие, а также воспитание, связанное с выработкой определенных взглядов, отношений, поведения и действий в природе. Поэтому общая методика предоставляет возможность знакомиться обучающимся с разными группами методов обучения (передача и восприятие информации, логический и гностический методы, управление учебной деятельностью, стимулирование эмоциональной сферы, формирование интереса к учению, устный и письменный контроль) и воспитания (убеждение, упражнения, комментирование, пример, разъяснение, диспут, этическая беседа). Полученное представление о методах обучения позволяет правильно их использовать в учебном процессе — для чего; в каком сочетании и какой последовательности; в сочетании с какими средствами наглядности и др.

Изучение аспекта материальной базы позволяет формировать у будущих учителей представление о средствах преподавания биологии — материальных и идеальных объектах, используемых педагогами и учащимися для продуктивного усвоения биологического содержания. Все средства преподавания биологии (лабораторное оборудование, модели, живые объекты, компьютерная техника, программы, изобразительная наглядность и др.) накапливаются и используются в кабинете биологии, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Поэтому учителю важно знать об отдельном правильном использовании этих средств и комплексном использовании при грамотном дополнении одних другими.

М. Якунчев



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005