Методические материалы, статьи

Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 4.

Третий аспект — историческое изменение роли природных ресурсов и их влияния на развитие и размещение производства. Понимание этого вопроса осуществляется путем изучения топливно-энергетического баланса народного хозяйства, сырьевой базы химической промышленности, нефтедобывающей промышленности и других, а также усвоения понятий «потенциальные ресурсы», экономическая оценка природных условий и ресурсов. Фактический материал показывает, что с развитием хозяйства расширяется количество используемых ресурсов, но изменяется и роль старых ресурсов. Например, добыча нефти в Западной Сибири стала возможна благодаря развитию народного хозяйства в России.

В 30-е и 40-е годы XX в. добыча нефти в Западной Сибири была невозможна, а в 60-е годы техническая оснащенность позволила начать добычу нефти.

Четвертый, главный аспект — при всей важности и необходимости природы как естественной базы производства, она не определяет его развитие. Развитие хозяйства определяется уровнем развития производства и социально-экономическим строем.

Различаются два этапа или стадии эколого-экономической оценки природных ресурсов: качественная эколого-экономическая оценка природных ресурсов; количественная эколого-экономическая оценка природных ресурсов.

Качественная оценка природных ресурсов сводится к выполнению качественно-сравнительной характеристики природных ресурсов и целесообразности их использования в настоящее и будущее время.

Например, можно дать экономическую оценку Тунгусского каменноугольного бассейна и Канско-Ачинского буроугольного бассейнов. Путем сравнения их по типовому плану доказывается целесообразность использования в будущее время Канско-Ачинского бассейна.

Количественная эколого-экономическая оценка природных ресурсов включает следующее:

  • анализ и учет запасов ресурса (запасы на единицу площади);
  • оценка качества, состав и долю полезных элементов;
  • условия эксплуатации (глубина, мощность пластов и т.п.);
  • расходы на единицу получаемой продукции — себестоимости;
  • определение освоенности и заселенности территории;
  • оценка транспортных условий;
  • определение себестоимости продукции;
  • возможности сохранения окружающей природной среды и воспроизводства природных ресурсов.

Примером для сравнительной количественной экономической оценки могут быть Кузнецкий и Тунгусский бассейны. Содержание учебника позволяет ответить учащимся на все вопросы плана.

Методика изучения межотраслевых комплексов народного хозяйства. Сложность методики изучения межотраслевых комплексов народного хозяйства связана с тем, что в каждой из тем урока вводятся новые общие экономико-географические понятия. Основными понятиями этой темы являются: предприятия, комплекс отрасли промышленности, концентрация, специализация и кооперирование производств.

Отрасль промышленности — комплекс промышленных предприятий страны, выпускающих однородную продукцию и имеющих единое исходное сырье (автомобильная, тракторная, приборостроение и др., электроника, атомная, микробиологическая, пищевая и другие). Специализация — выпуск однородной продукции. Особенно важно объяснить внедрение достижений НТР, создания научно-производственных объединений.

Необходимо объяснить учащимся, что преобразование хозяйства России происходит в исключительно неблагоприятных условиях распада экономических связей между бывшими республиками СССР.

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
как проводить интервью Из рук в руки. Как провести интервью и докопаться до сути. Бонусные материалы.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005