Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 8.

Выясняется, как рельеф предопределяет направление, характер течения реки, значения ее падения и ее среднего уклона. Что такое «падение» реки? Это величина превышения ее истока над устьем или величина превышения между точками на каком-либо участке реки. Например, падение р. Волги — 254 м. Уклон — величина падения реки, разделенная на ее длину. Средний уклон р. Волги — 7,2 см на 1 км. Скорость течения при таком уклоне очень мала и составляет около 0,5 м/с. Следовательно, величина уклона зависит от рельефа и определяет скорость течения реки. Равнинные реки имеют небольшие уклоны и соответственно небольшие скорости течения. Уклоны горных рек значительные — их течение быстрое (например, уклон р. Терек — 5 м на 1 км, т.е. в 70 раз больше, чем у Волги).

Эти показатели необходимы для расчетов при гидротехническом обосновании строительства гидроэлектростанций, водохранилищ и оросительных систем.

Затем на конкретных примерах учащиеся учатся определять средний уклон реки. Для этого учитель дает задание выполнить эту работу дома или в классе, применяя карты атласов или топографическую карту. Длину рек можно взять из таблицы учебника, а отметки устья и истока дает учитель, или учащиеся, при наличии хороших карт, определяют их самостоятельно.

«Расход воды» — объем воды, протекающей через поперечное сечение реки за определенное время, выражается в м3/с. Расход воды равен площади поперечного сечения реки, умноженной на скорость течения. Это показатель народнохозяйственных «возможностей» реки.

Расход воды за год называют годовым стоком. Самая многоводная река — Енисей. Ее средний годовой расход в устье составляет 20 000 м3/с, а годовой сток — 600 км3. Сравниваем с р. Амазонкой, средний годовой расход которой 220 000 м3/с, а за год — 7000 км3; у р. Невы — 82 км3 в год.

Целесообразны контрольные вопросы о зависимости величины годового стока рек от климата (на севере коэфф. увл. > 1, поэтому реки полноводны и имеют большой годовой сток; на юге коэфф. увл < 1, поэтому и сток меньше).

Влияние человека на сток рек, которое выражается в его перераспределений при создании водохранилищ. Зарегулированную весной воду расходуют для получения электроэнергии, орошения, водоснабжения и других целей. Например, до зарегулирования стока р. Волги у г. Рыбинска за 3 месяца проходило 58% годового стока, а после сооружения Рыбинской ГЭС — 26-27%. Практическая работа по описанию рек выполняется по типовому плану и картам.

Затем изучаются типы питания и режима рек. Учитель доказывает, что большинство рек России имеют смешанное питание (снеговое, дождевое и подземными водами). Затем выполняется анализ климатической карты России. Каждый учащийся должен установить географические различия в соотношении типов источников и доли каждого из них в питании реки. Данные позволяют подвести учащихся к понятию «режим реки». Устанавливается, что режим реки зависит от климата, в меньшей мере от геологического строения, рельефа и почвенно-растительного покрова. Затем делается вывод, что по режиму реки России подразделяются на три типа:

1. Реки с весенним половодьем (Волга, Днепр, Колыма).

2. Реки с летним половодьем (Амур).

3. Реки с паводочным режимом (реки Черноморского склона Кавказа).

Даты замерзания и вскрытия рек устанавливаются по рисунку в учебнике.

Вопрос о развитии речной долины и базисе эрозии объясняется учителем с применением картин и наблюдений в своей местности. Сначала объясняется понятие «речная эрозия» (глубинная и боковая) и понятие «аллювий» (от лат. намыв, нанос) — русловой, пойменный, старичный аллювий и их участие в формировании продольного профиля реки. Объясняется роль процессов эрозии и аккумуляции реки в формировании русла, поймы, надпойменных террас (по картине или рисунку на доске). Необходимо объяснить образование террас в связи с изменением базиса эрозии при отступлении моря или поднятии бассейна реки.

Д. Финаров



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005