Методические материалы, статьи

Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 5.

Выяснение состава слова и его морфологических признаков как основа умения определять разновидности орфограмм и применять соответствующие правила входит в основной метод изучения орфографии — орфографический разбор. Этот вид упражнения наиболее эффективный при первичном закреплении изучаемого правила.

Для развития памяти следует использовать специальные карточки, которые дети могут делать сами: рукодвигательный навык входит в запоминание графического облика слова. Следует при чтении обращать внимание на словарные слова, при письме по памяти условным знаком напоминать детям об ошибкоопасном месте и т.п.

Особенности работы над написаниями, подлежащими запоминанию, связаны в первую очередь с включением в урок мнемотехники, т.е. приемов, позволяющих лучше запомнить правильный графический облик слов, требующих проверки.

Большое значение имеет пропедевтика, предупреждение ошибок и работа над выявленными ошибками.

Орфографические ошибки младших школьников имеют несколько классификаций:

  • по знанию орфографических правил:
  • ошибки в обозначении буквами фонем;
  • ошибки в слитно-раздельных написаниях;
  • ошибки в употреблении заглавных и строчных букв;
  • ошибки в слогоделении на письме (при переносе слова);
  • ошибки памяти (в словарных словах);
  • пунктуационные ошибки;
  • по умению применять знания разделов русского языка:
  • ошибки в морфемах основы слова;
  • ошибки в окончаниях частей речи;
  • ошибки в словообразовании и формообразовании.

Причины, которыми обусловлены ошибочные написания учеников, связаны с тремя основными условиями: неверно выбранная учителем методика изучения орфографического правила, неумение правильно определить состав слова, а также слабое знание грамматики. Организация работы над ошибками — обязательная часть урока анализа проведенного диктанта.

Методика проведения работы над ошибками сводится к отработке необходимой последовательности операций и способов их выполнения. Как обязательное условие формирования данного умения выступает обучение детей на каждом уроке осуществлять орфографический самоконтроль. Последовательное обучение детей орфографическому действию, методичное, регулярное составление алгоритма применения правила на письме, последовательное применение самоконтроля обеспечивают высокий уровень успеваемости младших школьников.

Орфографические упражнения узкой направленности (регулярное решение грамматико-орфографических задач на формирование одного из умений) и система правильно подобранных упражнений комплексного характера (что обеспечивает УМК, имеющий гриф «рекомендовано») дают возможность избежать ошибок, связанных с неверно выбранной учителем методикой. Помимо названных выше методов учитель имеет возможность использовать богатый методический арсенал тренингов:

  • орфографические «пятиминутки» в структуре урока любого типа;
  • регулярные словарные диктанты из слов, найденных учениками в книгах, которые они читают дома;
  • внеклассные формы — викторина, беседы (диспуты) на орфографические темы, по культуре письменной речи, игры «Поле чудес», «Загадай слово» и т.п.

    Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005