Методические материалы, статьи

Методические принципы организации лексического материала. Часть 3.

Под организацией лексического материала понимается психологически и методически обоснованное группирование лексических единиц по определенным критериям групповой общности. Объединение в группы и ряды делается либо для систематизированной обозримости усваиваемого материала, либо для совместного изучения, либо для того и другого. Это не означает, что включенные в группы единицы будут введены одновременно. Они могут предъявляться по одной, но обобщаться в этой группе. Имеются в виду специфические, часто небольшие по численности группы лексики, которые совершенно необходимы, так как лексика для усвоения нуждается в систематизации.

Следует учитывать всю сложность и многоплановость как лексики в целом, так и конкретного слова как единицы этой подсистемы. Группировка слов должна быть такой же многоплановой. Слова систематизируются по разным признакам в зависимости от того, какие характеристики слова будут учитываться в конкретный момент учебного процесса. Необходимо принимать во внимание не только внутриязыковую и межъязыковую интерференцию, особенности формы и значения, но и стилистическую принадлежность, ограниченность сферы употребления слова в системе русского языка.

Методическая типология лексики, основанная на системно-структурном и системно-функциональном подходах к описанию лексики и обучению ей, создает благоприятные условия для снижения трудностей при усвоении иноязычных слов, так как ассоциативные процессы способствуют запоминанию.

Существуют предполагаемые трудности, которые должны быть учтены при организации лексического материала. В процессе узнавания и понимания слов иностранными учащимися большие затруднения может вызывать графическое сходство слов, например пробить — пробыть, забытый — забитый. Это связано с внутриязыковой интерференцией. Возникает проблема обучения иностранных учащихся приемам языковой догадки, способствующих облегчению и ускорению понимания читаемого (слушаемого). Для успешного овладения приемами догадки на основе законов словообразования русского языка необходимо научить иностранных учащихся анализировать целый комплекс данных, сопоставлять известное с неизвестным, используя различные виды переноса. Овладение продуктивными словообразовательными моделями как схемой образования производных значительно облегчает и ускоряет понимание незнакомых слов. Обучающийся в ходе выделения и перераспределения знакомых элементов в слове получает возможность формировать новые связи, которые содействуют его дальнейшей аналитико-синтетической деятельности.

Существенное влияние на формирование лексического значения производных оказывают суффиксы, но это зависит как от четкости словообразовательного значения суффиксов, так и от характера производящих слов. Производящее может влиять также и на стилистическую окраску суффиксального производного, что вызывает определенные трудности у изучающих русский язык как иностранный. Затруднения вызывает понимание слов, сходных по наличию у них одинаковой основы, но отличающихся по словообразовательным элементам, например потребитель, потребительский, потребление, потребительство, так как семантика производного обычно не является суммой сем составляющих слово морфем, а характеризуется определенной степенью идиоматичности. Рассмотрение производных слов в методике преподавания русского языка как иностранного с точки зрения их семантизации и создавания на этой основе потенциального словарного запаса учащихся приводит к осознанию тесной взаимосвязи, взаимообусловленности словообразования и лексики, к необходимости объединения на определенном уровне словообразовательной и лексической семантики. Эта необходимость оправдана тем, что и ученые, занимающиеся исследованием словообразования, лексикологии указывают на двойственную природу, сложную, многокомпонентную структуру семантики производных.

Т. Матвеева



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005