Методические материалы, статьи

Методические принципы организации работы с познавательной литературой. Часть 1.

Специфика научно-познавательной и научно-художественной детской литературы как объекта читательской деятельности ребенка

В круг чтения младшего школьника кроме художественной литературы входит литература познавательная, которую принято делить на два вида: научно-художественную и научно-познавательную. Несмотря на то что эти термины давно вошли в практику, единого подхода к определению понятий и выделению критериев для отнесения конкретного произведения к тому или иному виду детской литературы еще не выработано. Представляется, что наиболее последовательно и полно этот вопрос рассмотрен в трудах Н. М. Дружининой, которой удалось соединить филологический и методический подходы к проблеме и выделить такие критерии деления детской литературы на виды, которые помогают учителю методически грамотно организовать восприятие учеников и работу с текстом на уроке.

Работа с познавательной литературой строится на основе методических принципов, которые перекликаются с принципами организации анализа художественного произведения, но имеют другое наполнение, отражающее видовую специфику познавательной книги.

Принцип целенаправленности. Вся работа с познавательной книгой, организуемая учителем на уроке, подчиняется общей цели, формулировка которой, конечно, варьируется в зависимости от специфики урока, но всегда предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности. При обращении к научно-художественной литературе акцент делается на эмоционально-образном постижении познавательного материала, при изучении научно-познавательной книги — на мыслительной деятельности школьника — понимании связей, усвоении закономерностей, запоминании познавательного материала.

Принцип создания установки на первичное восприятие произведения. Организация мыслительной деятельности ребенка по извлечению информации из текста требует создания соответствующей установки уже до первого знакомства с произведением. Учебная задача на уроке по изучению познавательной книги ставится перед ее чтением (в отличие от чтения художественного произведения) и направляет восприятие ученика на выявление логики рассуждений, нового познавательного материала, интересных фактов и т.д.

Принцип опоры на эмоциональное восприятие прочитанного и поддержки эмоционального отношения к познавательной книге и познавательному материалу. Наука вовсе не бесстрастна, а познавательная книга, обращенная к ребенку, обязательно апеллирует не только к разуму, но и к эмоциям. Интерес, переживание способствуют гибкости мышления, более глубокому проникновению в материал, поэтому так важно поддерживать высокий эмоциональный градус на всем протяжении урока.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Этот принцип сказывается в отборе книг, познавательный материал которых актуален для сегодняшних школьников и доступен им. Интересен ребенку должен быть не только сам материал, но и формы работы с ним, предлагаемые учителем на уроке, поэтому при изучении познавательной книги широко применяются игровые формы работы.

Принцип учета единства формы и содержания. К освоению содержания читатель всегда приходит через освоение формы его (содержания) существования. Познавательная детская книга дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи, учит следить за логикой разворачивания мысли.

Принцип учета видовой и жанровой специфики произведения. Следует формировать у детей представления не только о видах, но и о жанрах познавательной литературы, проводить уроки по одной познавательной тематике с привлечением произведений разных жанров, чтобы на практике показать отличия познавательной сказки, познавательного рассказа, справочной статьи и т.д.

М. Воюшина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005