Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Особенности процесса обучения. Часть 2.

На уроках географии используются различные методы обучения, которые по мере усвоения материала усложняются. Учитель часто использует метод беседы, который особенно необходим для установления сходства и различия объектов и явлений при их сравнении для установления причинно-следственных взаимосвязей, а также при формировании новых понятий. Для создания представлений о внешнем облике объектов используются наглядные пособия и описательный рассказ.

В формировании основных понятий и закономерностей выделяются три этапа (по В. А. Коринской).

Первый этап — введение нового понятия в учебный процесс и раскрытие его существенных признаков. Так, существенные признаки субэкваториального климатического пояса впервые раскрываются в первом разделе темы «Атмосфера и климаты Земли». Учащиеся усваивают причины распространения различных типов воздушных масс и образования и смены влажного и сухого периодов года, т.е. сезонности погодных условий этого типа климата. При изучении причин образования сухого и влажного сезонов у учащихся создаются определенные образы сезонов года.

На втором этапе происходит расширение объема и углубление содержания понятия на примерах изучения других типов климата различных материков.

При анализе и сравнении климатических показателей данных сезонных температур, количества осадков, а также направлений движения воздушных масс Африки, Австралии и Южной Америки учащиеся усваивают общие признаки субэкваториального климата и его месторасположения и местопроявления (пояса).

На третьем этапе при обобщающем повторении в конце учебного года происходит не только конкретизация, но и систематизация знаний о климатах Земли на базе знаний о субэкваториальном климатическом поясе — предпосылка усвоения основного географического закона о зональности природы Земли.

В формировании умений можно выделить несколько этапов (по Л. M. Панчешниковой).

Первый этап — объяснение цели и показ образца действий в работе с тем или иным источником знаний при изучении тем первого раздела курса географии материков и океанов. Например, при формировании умения составлять характеристику различных компонентов природы (форм рельефа, климата, рек и т.п.) учитель сообщает учащимся не только план описания, но и действия, необходимые для этого. При описании гор важно в беседе воспроизвести алгоритм действий, известный ученикам из VI класса, и добавить вопрос о происхождении этих форм рельефа.

На втором этапе формирования умения преобладает репродуктивная деятельность учащихся. Они составляют характеристики различных компонентов природы по плану и картам. В частности, при изучении материков учащиеся дают самостоятельно характеристику важнейших горных систем.

На третьем этапе к репродуктивной добавляется и творческая деятельность. Учащимся могут быть даны задания по составлению характеристики горных систем Северной Америки и Евразии самостоятельно с использованием ранее данных им планов.

На третьем этапе задания для самостоятельной работы усложняются в целях формирования опыта эмоционально-оценочного отношения учащихся к миру. Так, при самостоятельной характеристике природных зон различных материков в типовой план характеристики природной зоны следует обязательно включить вопрос о видах хозяйственной деятельности человека и экологических проблемах или необходимых природоохранных мероприятиях.

Важнейшим условием успешного формирования знаний и умений являлся введение в самостоятельные работы системы усложняющихся заданий. В качестве примера можно привести усложнения заданий по характеристике рек по плану и картам. В начале курса (при изучении Африки дается не только план описания реки, но и состав учебных действий учащихся). После описания 1-2 рек рекомендуется увеличивать самостоятельность действий, предлагая использовать постепенно не только физическую, но и климатическую и комплексную карты.

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005