Методические материалы, статьи

Материальная база обучения биологии. Учебно-опытный участок.

Учебно-опытный участок является базой для опытнической работы учащихся. Работая на нем они закрепляют свои знания по биологии на живых растениях и животных, получают ясные понятия о главнейших агрономических приемах возделывания сельскохозяйственных растений и уход за животными и умения работы с ними по определенной системе. Работа на участке должна воспитывать у учащихся организационные, коллективные навыки, культуру труда и эстетические чувства.

На учебно-опытном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные, дикорастущие. Участок должен иметь девять отделов.

1. Плодово-ягодный сад с питомником служит для ознакомления учащихся с многообразием видов, разновидностей сортов плодово-ягодных древесных, кустарниковых и травянистых растений, их биологическими особенностями, а также для приобретения умений и навыков по выращиванию и уходу за садовыми растениями.

2. Отдел овощных и полевых культур (в системе севооборота) — для выращивания районированных и перспективных в данной местности сортов растений и проведения соответствующих опытов над ними. Выращивать растения необходимо в системе определенных севооборотов. При проведении опытной и исследовательской работы на учебно-опытном участке очень важно своевременно проводить наблюдения и четко вести записи.

3. Декоративный (цветник) отдел, располагающийся у входа или в центре участка, вокруг площади, в котором должны быть однолетние, двулетние и многолетние растения, а также некоторые кустарники (сирень, розы, жасмин и т.д.). Одним из условий планировки цветочного оформления является простота его художественного замысла, четкость и ясность рисунка, строгий подбор с условием биологических особенностей декоративных растений. Чтобы цветник имел непрерывное цветение с весны до осени, необходимо подбирать растения с разными сроками цветения, используя только многолетники или сочетая их с однолетниками.

4. Отдел биологии растений имеет учебное значение для ботаники, общей биологии и зоологии. Здесь ставят опыты, выясняющие важнейшие биологические закономерности. В отдел входят «живой гербарий» (посев и посадка цветков растений из важнейших семейств), дарвиновская площадка, ящики для наблюдения роста корневой системы. Задача «живого гербария» — определить таксономические единицы по характерным особенностям представителей наиболее важных семейств.

5. Отдел начальных классов представлен культурными и дикорастущими растениями, которые наиболее часто встречаются на территории региона. Этот отдел по площади небольшой, ибо учащимся этого возраста трудно ухаживать за растениями.

6. Дендрологический отдел. Его значение велико для создания массива древесных растений на территории школы и выполнения опытнической работы по изучению отдельных видов, разновидностей и форм древесно-кустарниковых растений.

7. Защищенный грунт организуется для ознакомления учащихся с техникой выращивания рассады и ранних овощей, обеспечения учебно-опытного участка рассадой овощных и цветочных растений.

8. Метеорологическая площадка знакомит учащихся с приемами изучения явлений природы, стимулирует у них интерес к природе, воспитывает наблюдателей природы и погоды.

9. Зоологический отдел. Здесь могут содержаться голуби различных пород, кролики, куры и другие. Эти животные удобны для опытов и наблюдений по разделу «Животные» и «Человек» (авитаминоз, рефлексы) и особенно «Общая биология» (породы, отбор, изменчивость, скрещивание, воспитание). В этом отделе можно организовать инсектарий. Если имеется небольшой водоем, то важно организовать работу по разведению гидр, моллюсков, рыб, земноводных. В этом же отделе устраивают площадки для наблюдения за образом жизни и почвообразовательной деятельностью дождевых червей и некоторых видов жужелиц.

Согласно положению о пришкольном участке его размеры могут быть от 0,5 до 2 га и более различной конфигурации. Однако в настоящее время формируется новый, эколого-ландшафтмый, подходи к оформлению пришкольного участка. Н. В. Передович (2006) предполагает оптимизацию территории и создание на ней относительно устойчивой экосистемы.

М. Якунчев



См. также:
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005