Методические материалы, статьи

Литературное развитие ребенка как основная цель обучения литературе.

Методика проведения срезовой работы по выявлению уровня речевого развития ребенка. Диагностировать уровень речевого развития ребенка можно на материале сочинений любого жанра. Однако наиболее показательны сочинения по серии сюжетных картинок. Картинки задают объективную основу для возникновения авторского замысла — сюжет, который каждый ребенок может интерпретировать по-своему, причем задают его не в вербальной форме, т.е. речевые средства выразительности ребенок ищет самостоятельно.

Для проведения работы выделяется специальный урок. В начале урока детям предлагается рассмотреть серию сюжетных картинок и самостоятельно подумать над следующими вопросами:

  • от чьего лица можно рассказать эту историю?
  • кому она может быть рассказана, с какой целью?
  • какой рассказ у вас получится — веселый, серьезный, печальный?
  • как вы назовете свой рассказ?

При проведении диагностической работы никакой помощи в формулировании замысла, речевом оформлении сочинения детям не оказывается. Помочь можно и нужно, если у учеников возникают вопросы, связанные с правописанием, чтобы боязнь сделать ошибку не влияла на выбор речевых средств. На написание сочинения отводится один урок.

При исследовании устной речи ребенка необходимо проводить индивидуальный опрос и фиксировать результат с помощью аудиозаписи с последующей расшифровкой.

Методика выявления читательского кругозора, предпочтений и интересов школьников. Знание читательского кругозора каждого ребенка необходимо учителю, чтобы целенаправленно приобщать учеников к чтению. Один из способов выявления читательского кругозора — анализ библиотечных формуляров, однако он не дает объективных показателей, так как не учитывает чтения книг из домашней библиотеки. Поэтому чаще используются различные формы анкет. При составлении анкеты следует учитывать, что младшие школьники, как правило, не запоминают авторов прочитанных произведений, часто не помнят точного названия книги, но зато хорошо запоминают имена героев. Можно предложить детям комплексную анкету в виде таблицы, предупредив, что можно оставить графу пустой или написать «не помню», если ученик забыл фамилию автора или название книги. В зависимости от того, как назвать эту таблицу, можно получить следующие данные:

  • о читательском кругозоре («Книги, которые я прочитал в этом году»);
  • читательских интересах и читательских планах («Самые интересные книги, которые я читал или хотел бы прочитать»);
  • читательских предпочтениях («Три книги, которые произвели самое большое впечатление»).

Графы таблицы покажут учителю, кто влияет на выбор книги ребенком, понравилась ли она ему, что оказалось наиболее интересным, каково последействие книги.

Методика выявления мотивов чтения и литературно-творческой деятельности школьников.

Для младших школьников наиболее характерны мотивацион-ные явления, связанные не с содержанием, а с процессом учебной деятельности. Поэтому особенно показательны для определения уровня литературного развития младших школьников мотивы, связанные с процессом обучения, назовем их условно процессуальными:

  • сопереживание героям и автору;
  • воссоздание в воображении описанных в произведении картин жизни;
  • размышление над прочитанным.

Выявить осознаваемые учениками мотивы читательской и литературно-творческой деятельности можно с помощью полупрожективной методики незаконченных предложений. Детям предлагается дописать несколько предложений, например:

  • На уроке литературы я стараюсь ...
  • На уроке литературы мне ..., потому что ...
  • Я хочу, чтобы на уроке литературы ...
  • Я изучаю литературу для того, чтобы ...
  • Читать мне ..., потому что ....
  • Быть хорошим читателем — это значит ...
  • Писать сочинение мне ..., потому что ...

Продолжая данные предложения, дети выразят свое отношение к уроку литературы и к самостоятельному чтению, свое понимание цели чтения и изучения литературы, свое представление о специфике читательской деятельности, обоснуют свое отношение к написанию сочинений. Предложения подобраны таким образом, чтобы исключить случайность ответов: об одном и том же ребенок вынужден сказать несколько раз, но каждый раз в новом контексте.

Формулировки, которые используют дети, заканчивая предложенные фразы, могут быть разнообразны. Провести анализ работ учителю поможет таблица, в которую заносятся все варианты детских ответов. При анализе работ учитывается число указаний на определенный мотив при формулировании каждого из предложений. Ответы суммируются, и определяется ранговое место данного мотива в структуре мотивации каждого ученика и класса в целом.

М. Воюшина



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005